Пользовательского поиска

Настоящий громкий успех принесла Шмелеву повесть “Человек из ресторана”, написанная в 1910 году. Историю “маленького человека”, отношений отцов и детей в атмосфере революции 1905 года общественность и критика России приняли с восторгом, сравнивая ее с дебютом Ф. М. Достоевского.

В свое время дореволюционная демократическая, а затем и советская критика усиленно муссировали критический пафос рассказа “Человек из ресторана”, его направленность против общественного устройства России. Считалось, что это и есть главная тема и цель повествования. Вместе с тем Шмелева интересует не вульгарная социология общества, а нравственные связи людей, их взаимоотношения с совестью, проблема ответственности за свой выбор. Нередко истоком подобной нравственной позиции для Шмелева является христианство.

Тяга к религии, как к одной из важных граней нравственной философии, отнюдь не заслоняет от писателя и негативных сторон религии. В рассказах Шмелева мы неоднократно встречаем описанные с болью и горечью неприглядные стороны жизни деревенского духовенства. Но писатель никогда не опускается до осмеяния, и не поддается легкому соблазну издевки, свойственной тогдашней демократической литературе.

В эти годы Шмелев получает широкое признание у российской читающей публики, высокую оценку критики, любовь и уважение товарищей по перу, уже признанных мастеров.

С начала войны Шмелев с женой уезжает в Калужское имение. Здесь писатель воочию видит и понимает, как пагубно влияет на нравственность человека мировая бойня. Герой рассказа “Оборот жизни” (1914 – 1915) столяр Митрий, казалось бы, имеет даже барыш, которая принесла ему война — он изготовляет кресты. Но неожиданно свалившиеся на него “доходы” подталкивают его к осмыслению происходящей трагедии. Восприятие войны Шмелевым отчасти обостряется в связи с семейными обстоятельствами — с уходом на фронт горячо любимого сына Сергея. Эта острота пронзительно звучит в суровой повести “Это было”. Его монологи страшны, но реальны.

Февральскую революцию Шмелев, как и вся демократическая интеллигенция, принял с энтузиазмом. Шмелев не принял Октября. Кроме понимания “несвоевременности”, Шмелев угадал в ходе революционных событий насилие над судьбой России. В первых же деяниях новой власти видит серьезные

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта