Пользовательского поиска

самодер­жавия с оружием в руках. До этого времени в России происходили лишь стихийные крестьянские волнения.

Между стихийными крестьянскими восстаниями Рази­на и Пугачева и выступлением декабристов легла целая  полоса мировой истории: ее новый этап был открыт побе­дой революции во Франции конца XVIII в., вопрос ликвидации феодально-абсолютистского строя и утверждения  нового — капиталистического — встал во весь рост перед Европой. Декабристы принадлежат к этому новому вре­мени, и в этом существенная сторона их исторического  значения. Их восстание было политически сознательным, ставило себе задачу ликвидации феодально-абсолютистского строя, было освещено передовыми идеями эпохи. В первые в истории России мы можем говорить о революционной программе, о сознательной революционной тактике, анализировать конституционные проекты.

Лозунги борьбы против крепостного права и самодер­жавия, выдвинутые декабристами, не были лозунгами слу­чайного и преходящего значения: они имели большой ис­торический смысл и остались на долгие годы действен­ными и актуальными в революционном движении.

Своим горьким опытом декабристы показали следую­щим поколениям, что протест ничтожной горсточки рево­люционеров бессилен без поддержки народа. Неудачей своего движения, всем своим, по словам Пушкина, «скорб­ным трудом» декабристы как бы завещали последующим революционерам строить свои планы в расчете на актив­ное участие народных масс. Тема народа как главной си­лы революционной борьбы прочно вошла с тех пор в со­знание деятелей революционного движения. «Декабри­стам на Исаакиевской площади не хватало народа»,— сказал преемник декабристов Герцен,— и эта мысль уже была результатом усвоения опыта декабристов.

Это точка зрения  советской исторической школы.

Вместе с тем имеет место и другие подходы и оценки.

Неглубокое усвоение революционных учений Запада и попытка применить их в России, по мнению Соловьева, составляли основное содержание движения декабристов. Таким образом, вся революционная традиция конца

18 и первой четверти 19 века преподносилась как привнесенное явление, чуждое органическому развитию России. Устраняя из обще­ственной мысли ее революционное ядро, Соловьев пытался предста­вить историю как борьбу двух начал — русофильско-патриотического и западническо-космополитического.

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта