Пользовательского поиска

детей все реже и реже, от случая к случаю. И можно лишь удивляться, что при сравнительно небольшом числе детских стихотворений (“Иван Иваныч Самовар”, “Врун”, “Игра”, “Миллион”, “Как папа застрелил мне хорька”, “Из дома вышел человек”, “Что это было?”, “Тигр на улице”) он создал свою страну в поэзии для детей и стал ее классиком.

О детях Хармс отзывался очень нелестно. Персонаж одного из его рассказов предлагал сбрасывать детей в яму и сверху забрасывать известью, потому что, по его словам, “склонность к детям — почти то же, что склонность к зародышу, а склонность к зародышу — почти то же, что склонность к испражнениям”. Но сам писатель готов был скорее отступить: “Я всегда ухожу оттудова, где есть дети”. “Травить детей — это жестоко. Но что-нибудь ведь надо же с ними делать!” Даниил Хармс был способен лишь писать для них стихи. С. Я. Маршак, услышав стихи Хармса, счел его незаменимым волшебником для детей, разглядел в детоненавистнике потенциального любимца детей и вовлек в детскую литературу. ”Дети лучше всех могли почувствовать что-то волшебно-удивительное в его строчках. Солнечно-веселый, красочный, очаровательно-причудливый мир, создаваемый поэтом в стихах, был “близок детской психике” (К. Чуковский). У детей нет уверенности в элементарных истинах, поэтому они любят потешные нарушения порядка, словесное озорство, игру в чепуху, а Хармс легко, играючи, пишет стихи, напоминающие поэтические опыты ребенка простотой внешней формы, летучестью мгновенно возникающих смыслов, высокой степенью случайности, в которой проявляется беспечность, повторяемостью, лишенной всякой монотонности.

Даниил Хармс был одним из самых талантливых детских стихотворцев.

Не каждый писатель, пишущий для взрослых, мог сочинять для детей. Например, Н. Заболоцкий, один из его собратьев по ОБЭРИУ, чтобы быть напечатанным, пытался воспользоваться тем же, что и Хармс — стихами для детей, но стихи выглядели натужными, вынужденными, дотянутыми до абстрактного “детского уровня”.

Судьба сыграла с Хармсом злую, сродни его собственному черному юмору, шутку: отняла у него право публиковать “взрослые” сочинения, дав взамен возможность зарабатывать на жизнь, забавляя тех, кто представлялся ему “жестокими и капризными старичками”. Если почитаемый им Льюис Кэрролл писал для любимых читателей, то Хармс стал детским писателем по необходимости.

Дети от этого не проиграли в силу того, что Хармс был честен и талантлив.

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта