Пользовательского поиска

поэта действие стихов не остановишь. Стихи уже существовали, распространялись в списках, передавались изустно.

Убить поэта — это пустяки. Это же самое простое. Сталин был умнее. Он хотел добиться большего. Он хотел заставить Мандельштама написать другие стихи. Стихи, возвеличивающие Сталина. Стихи в обмен на жизнь. Само собой, все это только гипотеза, но, как представляется, весьма правдоподобная.

Стихи, возвеличивающие Сталина, писали многие поэты. Но Сталину нужно было, чтобы его воспел именно Мандельштам. Потому что Мандельштам был — “чужой”. У Сталина был острый интерес к “чужым”. К Булгакову, например. Не случайно он смотрел “Дни Турбиных” пятнадцать раз и не случайно заставил Поскребышева в ночь смерти Булгакова звонить и справляться: “Правда ли, что писатель Булгаков умер?” Мандельштам понял намерения Сталина. (А может ему намекнули, помогли понять). Так или иначе, доведенный до отчаяния, он решил попробовать спасти жизнь ценой нескольких вымученных строк. Он решил написать ожидаемую от него “Оду Сталину”. В результате на свет явилась долгожданная “Ода”, завершающаяся такой торжественной кодой:

…И шестикратно я в сознанье берегу,

Свидетель медленный труда, борьбы и жатвы,

Его огромный путь — через тайгу

И ленинский октябрь — до выполненной клятвы.

…Правдивей правды нет, чем искренность бойца:

Для чести и любви, для доблести и стали

Есть имя славное для сильных губ чтеца —

Его мы слышали, и мы его застали.

Казалось, что расчет Сталина полностью оправдался. Стихи были написаны. Теперь Мандельштама можно и убить.

Но Сталин ошибся. Потому что такие стихи мог написать Лебедев-Кумач. Или Долматовский. Или Ошанин. Кто угодно! Чтобы написать такие стихи не надо быть Мандельштамом. Чтобы получить такие стихи, не стоило вести всю эту сложную игру.

Справедливости ради следует отметить, что Лебедев-Кумач или Долматовский бесхитростно срифмовали бы “стали” и “Сталин”. Мандельштам, инстинктивно озабоченный соображениями элементарного вкуса, обманул привычные ожидания читателей последней, чуть менее банальной строкой: “...Его мы слышали, и мы его застали”. Слегка превышают возможности Долматовского,

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта