Пользовательского поиска

своей «Ермолин­ской летописи» он записал под 1471 г.: «Во граде Юрьеве в Полском бывала церковь камена святый Георгий, а при­дел святая Троица, а резаны на камени все, и розвалисявси до земли; повелением князя великого Василеи Дмитриевь те церкви собрал вси изпова и поставил, как преж­де».

То же можно сказать и о некоторых памятниках древне­го быта. Когда в 1203 г. половцы захватили Киев, они ограбили Софийский собор и похитили «порты» блаженных первых князей, еже бяху повещали в церквах святых па память собе». В ризнице Новгородской Софии хранились посох и облачение епископа Ники­ты XII в., в Троицком соборе Пскова — мечи XIV столетия, приписывавшиеся князьям Довмонту и Всеволоду Мсти-славичу. В вятском с. Улеша в церкви держали камен­ный молоток. Им прибивали гвозди в престол при освяще­нии нового придела. В Успенском соборе во Владимире была другая достопримечательность — «помогавшие от бо­лезней» ржавый шишак и железные стрелы. Верующие на­девали шишак на голову, брали стрелы в руки и молились об исцелении49. Обряд чисто языческий, но православие восприняло его, и за средневековым оружием признали чу­дотворную силу.

В круг этих святынь входили здания и произведения жи­вописи, оружие и одежда, однако почти всегда свои, а не иноплеменные. К чужой старине отношение было безжалост­ным. Наслушавшись о сибирских кладоискателях-«бугровщиках», голландский путешественник XVII в. Витсеп даже счел чертой национального характера то, что «русские не любят древностей». Витсен судил по одной стороне меда­ли. Своими древностями на Руси дорожили во всяком слу­чае так же, как в Хакасии и Бурятии.

Далеко не всегда исторические реликвии, скопившиеся в церковных ризницах, берегли так, как они того заслужива­ли. В 1804 г. известный знаток русской старины Евгений Болховитинов, назначенный на епископскую кафедру в Нов­город Великий, захотел осмотреть Юрьев монастырь. Он поехал туда по нижней дороге — по берегу Волхова, а не по верхней, где его ожидали, и встретил монаха на возу, нагруженном древними рукописями. Оказывается, готовясь к торжественной встрече, в монастыре произвели уборку, а «мусор» решили выбросить в реку. Среди обреченных на уничтожение книг был манускрипты XI в."

 Как видим, считать духовенство достойным хранителем культурного наследия на Руси было бы преувеличением. Что-то оно действительно сберегло, но немало и уничтожи­ло. К тому же, всякие «достопамятности» сохранялись не только в монастырях, но и в Оружейной палате Московского Кремля, существовавшей уже с 1508 г. И все-таки нельзя забывать о том, что некоторые

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта