Пользовательского поиска

По словам авторов конца XIX в., около рисунков на скалах по берегам Байкала буряты «приносят жертвы, кла­дут деньги, брызгают тарасун, освящаются при приближении, как при обращении с самыми священными предметами». Петроглифы Забайкалья созданы на рубеже бронзового и железного веков. Как и в случае, описанном Мессершмидтом, прямого отношения к современным народам Сибири эти памятники не имеют.

Наконец, говоря о сибирских курганах, академик Гмелин в середине XVIII столетия особо подчеркивал «некое свя­щенное благоговение к мертвым» у местных народностей. «Хотя они и знают, что из могил их предков уже выкопано много сокровищ, однако же не слышно, чтобы кому из них пришла охота разбогатеть таким образом» . В 1847 г. хакасы рассказывали М. А. Кастрену о том, как Паллас вызвал скотский падеж, разрыв в 1772 г. несколько насы­пей.

То же можно было наблюдать в XIX в. на Кавказе. Ос­нователь Краснодарского музея Е. Д. Фелипын писал в 1879 г.: «Горцы, предшественники наши в Закубанском крае, относятся вообще с большим уважением к памятникам ста­рины, в чем бы они ни заключались. К сожалению, кубан­ские казаки, унаследовав их места, не подражают этой пох­вальной черте горцев». Что Фелицын был прав, лучше всего подтверждают сведения о дольменах — каменных пог­ребальных домиках, построенных во II тысячелетии до н. э. Сто лет назад заселявшие Северо-Западный Кавказ казаки видели множество совершенно целых дольменов. У адыгей­цев было поверье, что разрушение древних склепов повле­чет за собой мор и несчастья.

Явление, отмеченное выше применительно к народам Сибири и Кавказа, было свойственно и русским в период средневековья: древности, считавшиеся святынями, почита­лись и оберегались.

Курганы в Центральной России никогда не бывают ограб­лены. Люди, в поисках золота разрывавшие сибирские на­сыпи, не трогали могил на своей коренной территории.

В Поднепровье и Поднестровье и в заселенных позднее более северных районах славяне унаследовали от первобыт­ной эпохи языческие культовые места. Постепенно церковь их христианизировала. В Почаевской лавре богомольцы поклонялись камню со «стопой Богородицы» 35. Неподалеку от Кирилло-Белозерского монастыря над другим камнем построили часовню. Монахи уверяли, что на нем остался след святого Кирилла э". Известно еще более десятка «камней-следовиков», которые связывают то с Параскевой Пят­ницей, то со святым Зосимой, то с Ильей, то с Николой. Такие плиты с овальными

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта