Пользовательского поиска

были вложены “неисполнимые желанья”, чтобы мы тщетно искали “в себе и в мире совершенство”. Его настроение — разочарование деятельных нравственных сил, разочарование в отрицательных явлениях общества, во имя очарования положительными задачами человеческого духа. Эти мотивы вполне определились во время пребывания поэта в московском университете, о котором он сохранил память, как о “святом месте”. Лермонтов не пробыл в университете и двух лет; выданное ему свидетельство говорит об увольнении “по прошению” — но прошение, по преданию, было вынуждено студенческой историей с одним из наименее почтенных профессоров Маловым.

В июле-начале августа 1832, разочарованный казенной рутиной преподавания, Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург, надеясь продолжить образование в Петербургском университете; однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение заново, поэт не без колебаний принимает совет родных избрать военное поприще. Он в ноябре 1832 сдает экзамены в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два “страшных года” в закрытом военном учебном заведении, где строевая служба, дежурства, парады почти не оставляли времени для творческой деятельности. Быт школы Лермонтов отразил в грубо натуралистическом виде в своих юнкерских поэмах — “Петергофский праздник”, “Уланша”, “Гошпиталь” (1834).

Эта перемена карьеры не отвечала желаньям бабушки и, очевидно, вызвана настояниями самого поэта. Еще с детства его мечты носили воинственный характер. Кавказ сильно подогрел их. В пансионских эпиграммах постоянно упоминается гусар, в роли счастливого Дон-Жуана. Усердно занимаясь рисованием, поэт упражнялся преимущественно в “батальном жанре”. Такими же рисунками наполнен и альбом его матери. В двадцатых годах и начале тридцатых гражданские профессии не пользовались уважением высшего общества. По свидетельству товарища Лермонтова, все невоенные слыли “подьячими”. Лермонтов оставался в школе два “злополучных года”, как он сам выражается. Об умственном развитии учеников никто не думал; им “не позволялось читать книг чисто-литературного содержания”. В школе издавался журнал, но характер его вполне очевиден из “поэм” Лермонтова, вошедших в этот орган: “Уланша”, “Петергофский праздник”... Накануне вступления в школу поэт написал стихотворение “Парус”; “мятежный” парус, “просящий бури” в минуты невозмутимого покоя — это все та же с детства неугомонная душа поэта. “Искал он в людях совершенства, а сам — сам не был лучше их”, — говорит он устами героя поэмы “Ангел смерти”, написанной еще в Москве.

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта