Пользовательского поиска
|
устраняет с подмостков Корнуола и
Освальда, оставляя на сцене к моменту решительного столкновения между лагерями
только главных носителей зла — Гонерилью, Регану и Эдмунда.
Отправной момент в характеристике
Реганы и Гонерильи составляет тема неблагодарности детей по отношению к отцам.
Приведенная выше характеристика некоторых событий, типичных для жизни Лондона в
начале XVII века, должна была показать, что случаи отклонения от старых
этических норм, согласно которым почтительная благодарность детей по отношению
к родителям была чем-то самим собой разумеющимся, настолько участились, что
взаимоотношения родителей и наследников превратились в серьезную проблему,
волновавшую самые различные круги тогдашней английской общественности.
В ходе раскрытия темы неблагодарности
проявляются основные стороны морального облика Гонерильи и Реганы — их
жестокость, лицемерие и лживость, прикрывающие эгоистические устремления,
которые руководят всеми поступками этих персонажей.
“Силы зла, — пишет Д. Стампфер, —
приобретают в “Короле Лире” очень большой масштаб, причем там действуют два
особых варианта зла: зло как животное начало, представленное Реганой и
Гонерильей, и зло как теоретически обоснованный атеизм, представленное
Эдмундом. Смешивать эти разновидности никак не следует”.
Эдмунд — злодей, характеризуемый в
традиционной для Шекспира манере. Принципы построения образа Эдмунда в целом те
же, что и принципы, использованные драматургом при создании таких образов, как,
например, Ричард III и Яго; в монологах, неоднократно произносимых этими
персонажами, раскрываются их глубоко замаскированная внутренняя сущность и их
злодейские планы.
Эдмунд — персонаж, который никогда не
стал бы совершать преступления и жестокости с целью полюбоваться результатами
злодейских “подвигов”. На каждом этапе своей деятельности он преследует вполне
конкретные задачи, решение которых должно служить его обогащению и возвышению.
Понимание побудительных мотивов, которыми руководствуются представители лагеря зла, неотделимо от темы отцов и детей, темы поколений, которая в период создания “Короля Лира” особенно глубоко занимала творческое воображение Шекспира. Свидетельство тому не только сама история Лира и Глостера, отцов, ввергнутых в пучину бедствий и в конце концов погубленных