Пользовательского поиска
|
В характере Макбета отразилась не
только двойственность, присущая многим ренессансным героям, — сильная, яркая
личность, вынужденная идти на преступление ради воплощения себя (таковы многие
герои трагедий эпохи Возрождения, скажем Тамерлан у К. Марло), — но и более
высокий дуализм, носящий подлинно экзистенциональный характер. Человек во имя
воплощения себя, во имя исполнения своего жизненного предназначения вынужден
преступать законы, совесть, мораль, право, человечность. Поэтому Макбет у
Шекспира не просто кровавый тиран и узурпатор трона, который в итоге получает
заслуженное воздаяние, но в полном смысле трагический персонаж, разрываемый
противоречиями, составляющим самую суть его характера, его человеческой
природы.
Леди Макбет — личность не менее яркая.
Прежде всего, в шекспировской трагедии многократно подчеркивается, что она
очень красивая, пленительно женственная, завораживающе притягательна. Она и
Макбет — это действительно замечательная, друг друга достойная пара. Обычно
считается, что именно честолюбие Леди Макбет подвигло ее супруга на первое
совершенное им злодеяние — убийство короля Дункана, но это не совсем верно. В
честолюбии своем они тоже равноправные партнеры. Но в отличие от своего мужа
Леди Макбет не знает ни сомнений, ни колебаний, не ведает сострадания: она в
полном смысле слова “железная леди”. И потому она не способна разумом постичь,
что совершенное ею (или по ее наущению) преступление — грех. Раскаяние ей
чуждо. Понимает она это, лишь утрачивая разум, в безумии, когда видит кровавые
пятна на руках, которые смыть ничто не в силах. В финале, в самом разгаре боя,
Макбет получает известие о ее смерти.
Еще один, не менее интересный
персонаж, несущий в себе как доброе, так и злое начало — главный герой трагедии
“Король Лир”, старый король Лир, имеющий трех дочерей. История Лира — это
грандиозный путь познания, который проходит он, — от ослепленного мишурой своей
власти отца и монарха — через им самим “инспирированное” разрушение — к
пониманию того, что истинно, а что ложно, и в чем заключается подлинное величие
и подлинная мудрость. На этом пути Лир обретает не только врагов, в первую
очередь, ими становятся его старшие дочери, но и друзей, которые остаются ему
верны, несмотря ни на что: Кента и Шута. Через изгнание, через утраты, через
безумие — к прозрению, и вновь к утрате — смерть Корделии — и в финале уже к
собственной смерти — таков путь шекспировского Лира. Трагический путь познания.