Пользовательского поиска
|
источников. Если у античности Шекспир
учился конкретности и ясности образов, художественной логике, отчетливости
речи, то итальянские ренессансные влияния способствовали усилению в его
творчестве эстетических и живописных черт, его восприятию жизни как вихря
красок и форм. Еще существеннее то, что оба эти источника укрепляли
гуманистическую основу шекспировского творчества.
Но в основном наряду с этими
влечениями Шекспир продолжает традиции народной английской драматургии. Сюда
относится, например, систематически применяемое им смешение трагического и
комического, которое воспрещалось представителями ученого классицистического
направления в драматургии Ренессанса.
У Шекспира мы наблюдаем пестрое
смешение лиц и событий, необычайно быстрые темпы действия, стремительную
переброску его из одного места в другое. Эта живость, красочность,
непринужденность стиля, обилие движения и ярких эффектов очень характерны для
народной драмы. Высшее проявление ее заключается в том, что для своих
гуманистических идей он находит подлинно народную форму выражения — конкретную,
предельно ясную и правдивую в своей задушевной простоте. Это относится не
только к речам шута в “Короле Лире”, представляющим квинтэссенцию народной
мудрости, но и к высказываниям персонажей утонченно образованных, как,
например, Гамлет.
В неразрывной связи с народностью
Шекспира находится его реализм. В основе шекспировского реализма лежит живое,
непосредственное отношение ко всем явлениям жизни. При этом Шекспир не только
правдиво изображает действительность, но и умеет глубоко проникнуть в нее,
подметить и раскрыть то, что в ней есть самого существенного. Взгляды самого
Шекспира на реалистическую сущность искусства выражены в беседе Гамлета с
актерами (акт III, сцена 2), где Гамлет осуждает всякую аффектацию,
гиперболизм, эффект ради эффекта, требуя соблюдение меры и пропорций,
естественности, соответствия действительности.
Реализм Шекспира проявляется в том, что он изображает явления в их движении и взаимной обусловленности, подмечая все оттенки и переходы чувств. Это дает ему возможность рисовать цельных людей во всей их сложности и вместе с тем в их развитии. В этом отношении глубоко реалистично и построение характеров у Шекспира. Подчеркивая в своих персонажах черты типические, имеющие общее и принципиальное значение, он в то же время их