Пользовательского поиска
|
человеческой низостью. Гибель Ромео и
Джульетты есть в то же время их триумф, так как над гробом их происходит
примирение враждующих семей, которые дают слово воздвигнуть памятник их любви.
“Гамлет” кончается гибелью Клавдия и разгромом порочного датского двора; с
воцарением Фортинбраса должна начаться новая эра, позволяющая надеяться на
лучшую жизнь. Так же и “Макбет” кончается гибелью тирана и коронованием
законного и доброго правителя. В “Лире” старый король умирает просветленным и
проникшимся любовью к правде и к людям. Ценой пережитых им страданий Лир из
“бедного, голого, двуногого животного” превращается в Человека, в своей простой
человечности более великого, чем прежний Лир, облеченный королевским саном. От
трагедий Шекспира веет бодростью, мужественным призывом к борьбе, хотя эта
борьба и не всегда сулила успех. Героический характер этого пессимизма очень
далек от фаталистического отчаяния.
Творчество Шекспира отличается своей
масштабностью — чрезвычайной широтой интересов и размахом мысли. В его пьесах
нашло отражение огромное разнообразие типов, положений, эпох, народов,
общественной среды. Это богатство фантазии, так же как стремительность
действия, насыщенность образов, сила изображаемых страстей и волевого
напряжения действующих лиц, типичны для эпохи Возрождения. Шекспир изображает
расцвет человеческой личности и богатство жизни со всем изобилием ее форм и
красок, но все это приведено им к единству, в котором господствует
закономерность.
Источники драматургии Шекспира
разнообразны, причем, однако, все заимствованное он своеобразно осваивал. Очень
много он воспринял от античности. Его ранняя “Комедия ошибок” — подражание
“Манехмам” Плавта. В “Тите Андронике” и “Ричарде III” очень заметно влияние
Сенеки. “Римские” трагедии Шекспира восходят не только сюжетно, но отчасти и
идейно к Плутарху, который в эпоху Возрождения был учителем свободолюбия и
гражданских чувств. В произведениях Шекспира постоянно встречаются
чувственно-жизнерадостные и выразительные образы античной мифологии.
Другим источником послужило для Шекспира искусство итальянского Возрождения. Сюжеты “Отелло”, “Венецианского купца” и еще нескольких комедий заимствованы им у итальянских новеллистов. В “Укрощении строптивой” и некоторых других комедиях можно обнаружить влияние итальянской комедии дель арте. Мы нередко встречаем итальянскую костюмерию, собственные имена и разного рода мотивы в пьесах Шекспира, происходящих из совсем других