Пользовательского поиска
|
Сущность трагизма у Шекспира всегда
заключается в столкновении двух начал — гуманистических чувств, то есть чистой
и благородной человечности, и пошлости или подлости, основанных на корысти и
эгоизме.
По мысли Шекспира, участь каждого
человека есть результат взаимодействия его характера и окружающих
обстоятельств. Шекспир с железной логикой показывает, как лучшие люди, самые
благородные, умные и одаренные, гибнут под натиском темных сил (Гамлет, Лир), с
кокой легкостью зло порой овладевает душей человека и к каким ужасным
последствиям это приводит (Макбет).
Здесь находит свое выражение то
особенное жизнеощущение, трагическое и вместе с тем героическое, которое на
исходе Возрождения возникает у гуманистов в результате крушения их идеалов под
натиском реакционных сил. Это, с одной стороны, ощущение краха средневековых
верований и установлений, всех “священных связей” феодализма, породившее
чувство гигантской катастрофы, крушение великого, долгие века жившего мира, с
другой стороны, это сознание того, что новый мир, идущий на смену старому,
несет с собой еще худшие формы порабощения человека, дух разнузданного хищничества,
царство “чистогана”, — это коренные черты нарождающегося капитализма. Отсюда
ощущение мирового катаклизма, распада всех устоев, ощущение того, что люди
бредут по краю пропасти, в которую они ежеминутно могут сорваться и
действительно срываются. Верность природе, следование естественным влечениям
человеческой натуры уже перестают быть достаточными критериями поведения и
гарантиями счастья. Человек, освободившись от всех иллюзий, приходит к сознанию
того, что он лишь “бедное, голое, двуногое животное” (слова Лира).
Основываясь на этом, многие критики говорят о “пессимизме” второго периода творчества Шекспира. Однако этот термин требует оговорки. Пессимизм упадочный, приводящий к унынию и отказу от борьбы, чужд Шекспиру. Прежде всего, как бы ни были ужасны страдания и катастрофы, изображаемые Шекспиром, они никогда не бывают бесцельны, но раскрывают смысл и глубокую закономерность происходящего с человеком. Гибель Макбета, Брута или Кориолана показывает роковую силу страстей или заблуждений, охватывающих человека, когда он не находит верного пути. С другой стороны, даже от самых суровых трагедий Шекспира не веет безнадежностью: в них приоткрываются перспективы лучшего будущего и утверждается внутренняя победа правды над