Пользовательского поиска
|
Проблемы
добра и зла в творчестве Шекспира
Введение
К концу XV – началу XVI вв. в
большинстве стран Западной Европы происходит быстрое разрушение основ
феодального общества, его устоев и традиций. Начальный период этого процесса
характеризуется ярким расцветом новой культуры. Этот период обычно называют
эпохой Возрождения. Название это первоначально означало возрождение к жизни
античного наследия, которое в средние века было забыто. В XV – XVI вв. интерес
к нему быстро возрастает, оно усиленно изучается, на произведения античного
искусства и науки смотрят как на образцы. Этот интерес появился уже у Данте,
свидетельствуя о ростках новой культуры. Однако важнее позднейший, переносный
смысл того же названия: возрождение (после длительного средневекового застоя)
творческой активности человека в самых разнообразных областях — в экономике и
технике, в политической жизни, в исследовании земного шара и природы, в поэзии
и искусстве. Вся эта кипучая деятельность была порождена быстрым ростом
производительных сил и борьбой против феодальных отношений, ставших тормозом
для их развития.
Переворот в экономике, связанный с
великими географическими открытиями, развитие мореплавания, торговли,
зарождение крупной промышленности вызывают рост новой культуры. Благодаря
заморским путешествиям кругозор человека расширяется, завязываются широкие
культурные связи. Распространяется книгопечатание. Ознакомление с земным шаром,
а затем открытие Коперником закона вращения Земли рушат всю систему
схоластических представлений о мире. Возникает интерес к познанию природы,
появляются ростки научного мировоззрения.
1.
Концепция человека в ренессансной культуре
Особенность эпохи Возрождения
составляет развитие человеческой личности, мощный рост активности, инициативы и
таланта человека. Энгельс характеризует Возрождение как эпоху, “которая
нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и
характеру, по многосторонности и учености… Тогда не было почти ни одного
крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на
четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества”.