Пользовательского поиска
|
Трактуя гуманность как способность
разбираться в людях и управлять ими, Конфуций связывает ее проявления с
социальной иерархией, с устройством государства. Интерпретируя гуманность как
высшую истину, обладающую вселенским значением, он, напротив, утверждает
необходимость некоторой отрешенности, относительной независимости от
общественного положения. Поэтому, придавая большое значение управлению
государством, призывая людей к тому, чтобы они заняли свое место в социальной
иерархии и выполняли свой долг в строгом соответствии с этикетом, Конфуций в то
же время делает упор на мораль, предусматривая возможность для человека самому
определять, что хорошо, а что плохо. “Учитель сказал: “Человек не должен
печалиться, если он не имеет высокого поста, он должен лишь печалиться о том,
что он не укрепился в морали” . В конечном счете получается, что благородный
муж должен полностью вписаться в данную систему и в тоже время сохранить
независимость суждений, что приводит к противоречивой ситуации. Стремление к
совершенствованию и к осуществлению гуманности Конфуций связывал с преодолением
себя вплоть до самопожертвования. В его понимании вселенское значение
гуманности скорее вынуждает предполагать, что гуманность — в природе человека,
и осуществлять ее — значит следовать своей природе, а не ломать ее. Эта мысль
получила развитие у учеников Конфуция, в частности у Мэн-цзы (372 – 289 гг. до
н. э.).
Глава 2. Позднее
конфуцианство о человеке
§1. Толкование
человеческой природы Мэн-цзы и Сунь-цзы
Практически все выдающиеся мыслители —
конфуцианцы обращались к рассмотрению человеческой природы, перебрав все
возможные варианты ее оценки как доброй или злой, насколько это допускали
рамки, заданные Конфуцием.
Как свидетельствует Мэн-цзы, есть
различные мнения относительно природы человека: и то, что она одновременно и
добра и зла; и то, что она может быть как доброй так и недоброй; и то, что
природа одних людей добра, а других — недобра. Сам Мэн-цзы твердо придерживается
того, что природа людей добра: “Если человек делает недоброе, то в этом нет
вины его природных качеств, к этому вынуждают человека обстоятельства,
например, в голодные годы люди бывают злыми”.