Пользовательского поиска
|
направленность, а теоретический аспект
является подчиненным: обосновать вечность и неизменность рекомендуемых правил
поведения и отношений между людьми. Достаточно познакомиться с произведением “Лунь-юй”
(Беседы и высказывания), которое все исследователи считают наиболее достоверным
выражением взглядов Конфуция, чтобы убедиться, что для него нет проблемы
человека, а есть набор практических советов, которые подает учитель (цзы) Кун.
Мировоззренческую основу учения о
человеке Конфуций не обсуждает. Кун-цзы предлагает свои рекомендации, исходя из
традиционных китайских взглядов на устройство мира. Из контекста его
высказываний становится понятно, что человека он рассматривает как особый
предмет природы, подчиняющийся ей, но и умеющий ей противостоять. Это объясняется
срединным положением человека относительно Неба и Земли: с одной стороны,
человек вписывается в мироздание, составляя с ним единое целое и, выступая
связующим звеном между Небом и Землей, а с другой — человек занимает в
мироздании уникальное место, позволяющее ему соотнести себя как с Небом, так и
с Землей. Традиционные для китайских мировоззренческих систем категории — дао
(истинный путь) и дэ (одаренность) — также используются в “Лунь-юй” без
обсуждения и дополнительных комментариев. Вообще Конфуций предпочитал не
заниматься вопросами мироздания и мировоззрения, в частности, отказывался
высказываться о духах, сосредоточившись на учении о правильном поведении.
Обсуждать вопрос о природе человека,
как свидетельствует “Лунь-юй”, Конфуций избегал, ограничившись расплывчатым
высказыванием: “По своей природе (люди) близки друг другу; по своим привычкам
(люди) далеки друг от друга”.
§2. Конфуцианские
начала, знание
Конфуций четко разграничивает людей,
обладающих различным социальным статусом в зависимости от моральных качеств,
которым он приписывает надчеловеческое, вселенское значение и тем самым
утверждает неизбежность и незыблемость социального расслоения. По его мнению,
небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства.
Моральные качества составляют 5
взаимосвязанных начал, или постоянств: “жэнь” — гуманность, человеколюбие;
“синь” — искренность, прямота, доверие; “и” — долг, справедливость; “ли” —
ритуал, этикет; “чжи” — ум, знание.