Пользовательского поиска
|
В древнекитайском философском
мировоззрении в решении проблемы человека проявились по преимуществу три
тенденции:
1.
Поиск
путей построения гармоничных отношений между природой и человеком как
деятельным субъектом, когда духовно-поведенческие образцы жизни воплощаются в
избранном идеале человека (цзюньцзы в конфуцианстве). Внутреннее смысловое
содержание движения всех сфер природного и человеческого бытия получает внешнее
эстетически-чувственное выражение в свойствах человека и его исторической
истории. Общество и природа представляются как один огромный дом-семья и
космос-государство, живущие по закону природно-человеческой “взаимности” Жэнь,
“справедливости-долга” И, “уважения” и “любви” Сяо и Цы, старших и младших,
скрепленных в единство “ритуалом-этикетом” Ли.
2.
Решение
проблемы человека с ориентацией на стабильно движущиеся образцы природы, когда
идеалом общественного субъекта избирается человек природного “естества” Цзы
жань (шен жень “мудрец-человек” в даосизме). Социальная, телесная и духовная
сущность человека выражается в надобщественных, природных образах и смыслах.
Жизнь человека строится в гармонии с живыми ритмами природы. Человек понимается
как вечная духовно-телесная сущность, живущая по законам Дао-Дэ.
3.
Третий
способ решения проблемы совмещает в себе возможности первого и второго. Идея
общественного субъекта усматривается в самосознательной личности, гармонически
сочетающей в себе простоту и правду “естества” Цзы жань и человеческой
“учености” ши (цзюньцзы и он же шэн жэнь “мудрец-человек”). Его поведение есть
гармонизация природных и социальных ритмов, материальное и духовное
уравновешивание космоса и природы. Закон жизни – природно-человеческая гармония
чувств и мыслей.
Раннее конфуцианство, даосизм и легизм в период “хаоса Поднебесной” ставили одну и ту же задачу: отыскать пути к установлению гармонии между природой и человеком. В конфуцианстве сосредоточие поисковых интересов падает на самосознательного субъекта, который соблюдает ритуальную общественную и природную традицию и следует в поведении и истории заветам “преждерожденных”. Сознание здесь движется от природы к человеку, от закрепленного в природных ритмах “постоянства” прошлого к настоящему. В даосизме поисковый интерес обращен на природу, сознание движется от человека к природе. Человеческий субъект здесь телом и душой доверяет Синь-