Пользовательского поиска
|
В буддизме слияние с Единым толкуется
как затухание жизненных проявлений и небытие. Чань, хотя и считается школой
буддизма, здесь ближе к даосизму, поскольку не ставит традиционной для буддизма
задачи достижения нирваны, отказа от всех желаний и обособления от мира, а
скорее призывает раствориться в мире, избавившись только от надуманных,
эгоистических желаний.
Хуэйнэн настаивал на том, что истинные
сторонники чань не должны гнушаться мирских дел. Уйти от мирской грязи не
только невозможно, но и само это стремление греховно, ибо разрывает сущностную
связь человека с окружающим миром. Означает ли это, будто чань признает
достойными любые поступки? Нет! Чаньская традиция различает деяния,
направленные на достижение суетных и корыстных целей, и деяния на основе
естественности, которые не связаны с жесткими ограничениями ни профессиональной
деятельности, ни ее форм. Их критерий — соразмерность, взвешенность.
Подобные действия получили название
“недеяние” (увэй). Важно подчеркнуть, что недеяние отнюдь не означат
бездеятельность. Напротив, человек сам, за счет собственных усилий поддерживает
единство с окружающим миром. Однако эти усилия не должны уводить его в сторону
от дао — основного пути слияния с Единым, а значит, должны исключать частные
намерения. Человек тогда действует спонтанно, как если бы не он определял свои
цели, а они сами естественно определялись.
2. Истина
Чтобы приобрести состояние
уравновешенности, человек должен, согласно чань-буддизму, постигнуть Истину.
Как этого добиться? Через осознание собственной природы, тождественной Единому,
отведает Хуэйнэн: “Познать свой изначальный дух и значит — узреть изначальную
природу. Только просветленный понимает, что изначально между ними нет различия,
непросветленные же погружены в бесконечный ряд перерождений”. Постижение истины
приобретает, таким образом, индивидуальную окраску, но не требует
усовершенствования собственной природы. Человеческая природа изначально чиста и
не нуждается в улучшении.
Получается, что человеку не с чем бороться и не от чего освобождаться. Ставить перед собой задачу поддерживать свою природу в чистоте означает принимать “загрязнения” всерьез, а они иллюзорны! Важно другое — дать возможность человеческой природе свободно и естественно проявиться. Для этого нет необходимости ни в специальной практике, ни в систематизированном