Пользовательского поиска
|
недостатка, подобно даосам. В этой
способности и состоит, по мнению Чжу Си, отличительная особенность человека по
сравнению с любой другой частью Вселенной, благодаря которой человек родственен
и Небу, и Земле.
Самосовершенствуясь, человек очищает
заложенные в нем небесные принципы и тем самым заслуживает благосклонность
Неба. Это положение направлено против даосизма, утверждавшего безразличие Неба
к человеку.
3. Ван Янмин
Китайский философ Ван Янмин (1472 – 1529)
продолжает развивать конфуцианство за счет освоение идей даосизма и буддизма.
Подобно Чжу Си, Ван Янмин продолжает считать человеческую природу доброй. Как и
все конфуцианцы, он исходит из сущностного единства человеческой природы и
мироздания, благодаря которому человек отличается от других элементов природы,
как одушевленных, так и неодушевленных, не своими моральными качествами и не
разумом, а срединным положением. Прочие характеристики объединяют человека с
другими существами. Благодаря этому человек постигает свою природу как
самоочевидность. Будучи естественным достоянием такого человека данное знание
не может быть передано другому.
Все вещи составляют единое тело с
человеком не только в как проявление принципа (ли), но и как проявление “ци”.
Ван Янмин, как и Чжу Си, трактует “ци” как начало и духовное и телесное
одновременно. Различаются “ли” и “ци” не по признаку духовности, а по
упорядоченности и в этом смысле рациональности. Если “ли” воплощает в себе
упорядоченное начало с моральной окраской, то “ци” — это начало хаотическое и
иррациональное.
Под “личностью” Ван Мин понимает
целостное существо, и духовное, и телесное, способное к деятельности.
Поскольку природа человека воплощена в
его сердце, то зло исходить из него не может. Зло появляется в стремлениях и
мыслях. Поэтому исправлять надо не сердце, а стремления и мысли. Цель очищения
— осознание чистоты и совершенства сердца и правильные деяния. Такая
концентрация на внутреннем Я — безусловное влияние буддизма.
Ван Янмин критикует даосизм и буддизм за допущение эгоизма, хотя для этого автора более характерно подчеркивать, что именно объединяет эти три учения, нежели подчеркивать различия между ними. Имея в виду Лао-цзы и Будду, Ян Ванмин признает. Что они тоже стремились к совершенству, но этому помешала несдержанность их эгоистических желаний, в результате чего они