Пользовательского поиска
|
2. Чжу Си
В дальнейшем конфуцианство шло по пути
освоения положений даосизма и буддизма, в результате чего к 12 в.
сформировалось неоконфуцианство, упрочение которого связано с именем Чжу Си
(1130 – 1200). В центре его внимания — проблема самосовершенствования, не
чуждая и предшественникам Чжу Си. Но до тех пор она была тесно привязана к
вопросу об управлении государством и подготовке человека к тому, чтобы занять
соответствующий пост, а затем под влиянием буддизма приобрела самодовлеющее
значение.
В оценке человеческой природы Чжу Си
согласен с Мэн-Цзы, считая ее доброй. При этом он разъясняет, что под
“природой”, которую люди получают от Неба, он понимает только общий принцип. Дальше
к ней примешивается “ци”. Единство доброй природы-принципа и “ци” создает
индивидуальную природу, продуктом которой может стать как добро, так и зло.
Индивидуальная природа людей различается в зависимости от того, какое “ци”
досталось человеку.
Как и другие категории, “ци” — неоконфуцианского
происхождения. Скорее это категория общекитайской культуры, в первую очередь
натурфилософии, т. е. философии природы. Исследователи отмечают ее
синтетический характер. “Ци” рассматривается в качестве наполнителя, материала.
В зависимости от того, наполнителем чего считается “ци”, оно истолковывается
по-разному. Поскольку в центре конфуцианства находится человек, то и “ци”
выступает как наполнитель человеческого сердца, ибо именно сердце в китайских
мировоззренческих системах считается сосредоточием человеческой природы,
органом мысли и чувства. В качестве такового “ци” оказывается чем-то средним
между физическим материалом и способностью человека пользоваться им. Из
разъяснений Чжу Си получается, что человеческая природа существует благодаря
“ци”, но его нельзя приравнивать не к природе, не к воле Неба.
Поскольку “ци” — обязательный элемент
индивидуальной природы, напрашивается вывод о том, что дальнейшая судьба
человека определяется “ци” , которое ему досталось и перед которым он бессилен.
Но Чжу Си изыскивает возможность смягчить фатализм и упрочить идею
самосовершенствования. Для этого он указывает, что всем людям, вне зависимости
от “ци”, свойственны желания. “Даже если ци, которым наделен человек, чистое,
он подвластен желаниям при ослаблении бдительности и контроля над собой”.
Отличие от буддизма Чжу Си призывает не полностью отказаться от желаний, а поддерживать их в равновесии, не допуская ни чрезмерности, ни