Пользовательского поиска

своя война, и все-таки многое в пережитом на фронте было достоянием тысячи тысяч. Общераспространенность и останавливала.

Эти повести принесли в литературу тяжелый, кровавый опыт “окопников”. Их авторы пережили сами то, что было уделом огромного числа людей, составляющих основание той грандиозной пирамиды, которую представляет собой действующая армия. Рассказанная ими правда была встречена официальной, “охранительной” критикой в штыки, хотя происходило все это уже в хрущевские, “оттепельные”, относительно либеральные времена, — “лейтенантская литература” разрушала утвердившийся сталинский миф о войне как об историческом спектакле, хорошо отрепетированном, разыгрываемом по замечательному сценарию генералиссимуса, величайшего полководца всех времен и народов, вызубрившими назубок незамысловатые роли, с легко угадываемым сюжетом, с непременным праздничным — “гром победы раздавайся” — апофеозом в финале. Разве что после XX съезда на место Верховного главнокомандующего ставилась всевидящая, всезнающая и всемогущая Партия. Эта принципиально антикультовая литература, опрокидывавшая многие идеологические и эстетические каноны изображения войны, была встречена в штыки официальной критикой, вызвала яростные нападки приверженцев парадного барабанно-фанфарного искусства. Ее клеймили за “окопную правду” (что, мол, мог видеть из окопа солдат или командир роты) — хотя на самом деле речь шла просто о правде, — к этому присовокуплялась еще целая обойма стандартных обвинений-ярлыков: “дегероизация”, “абстрактный гуманизм”, “пацифизм”, “ремаркизм”, за которыми обычно следовали разной тяжести “оргмеры”.

Да, речь шла о правде. Характерно, что один из тогдашних ревнителей декламации и глянца в литературе, перечислив добрый десяток произведений, в которых, “так или иначе “окопная правда” пересиливает человеческую правду” (это был странный, перевернутый мир, где белое называлось черным и наоборот), главным источником всех идеологических пороков “лейтенантской литературы” объявлял К. Симонова, его “Живые и мертвые”, хотя это был не “окопный”, а панорамный роман с широкой картиной трагического сорок первого года.

“...Пока война, — говорит один из героев симоновского романа, — историю будем вести от побед! От первых наступательных операций... А воспоминания обо всем подряд, с самого начала, потом напишем. Тем более что многого вспоминать не хочется”. В “Живых и мертвых” нарисована такая картина сорок первого года,

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта