Пользовательского поиска
|
В
«Законах» Платон декларирует — “никаких новшеств”, и в качестве примера
приводит Египет с его многовековыми традициями (II, 659 d, e). “Перемены во всем — пишет автор —
это самое ненадежное дело” (VII,
797 d, e).
Мыслитель
придерживается идеи единства, так как, по его мнению, лишь она дает возможность
называть государство “целым” или “справедливым”. Для Платона это является
важным, потому что цель его “построений” — справедливое государство, которое и
будет совершенным. В «Государстве» мыслитель отмечает, что справедливое
государство причастно к добродетели (IV, 432 b).
В «Законах» же центр тяжести смещается на вопросы законодательства, “ради
добродетели установил устроитель свои законы” (I,
Обратимся
к целям, преследуемым философом, при рассмотрении вопросов воспитания в
совершенных государствах, с учетом вышеизложенных фактов. На первый взгляд
может показаться, что в первом проекте цель воспитания достаточно проста –
подготовка граждан к своему делу, к выполнению своей единственной функции в
государстве. Платон пишет: “… сделает справедливым государство — преданность
своему делу у всех сословий — дельцов, помощников и стражей” («Государство», IV, 434 с) (то есть автор хочет сказать,
что каждый гражданин должен заниматься своим делом). Однако цель воспитания
рассматривается Платоном гораздо шире.
Мыслитель
говорит, что без обладания добродетелями мудрости, мужества, рассудительности,
государство не может называться справедливым. А эти добродетели в государстве
будут лишь в том случае, если будут в государстве их носители. Другими словами,
государство можно назвать мудрым только благодаря наличию сословия мудрецов или
философов, мужественным в силу наличия воинов или стражей (“помощников”), а
рассудительным же государство будет тогда, когда будет “гармония социальных
интересов” — стражи управляют, помощники помогают, а дельцы подчиняются.