Пользовательского поиска
|
Особое
значение Платон придавал обеспечению сплоченности и стабильности, потому что в
полисе в период кризиса господствовала разобщенность и идеи индивидуализма.
Чтобы понять, имелось ли различие в системе ценностей полиса, предложенного
Платоном, и греческого полиса докризисного периода, рассмотрим, какие идеи
являлись объединяющими для граждан полиса V – начала IV вв до н. э. К примеру,
“привязанность к земле была равносильна преданности полису, давала ощущение
своей неразрывной связи с ним и готовностью идти на жертвы во имя
общегосударственных интересов”. А совместное участие в военных действиях несло
в себе идею защиты родного коллектива, своей семьи, своей собственности и, как
мы уже отмечали, было пропитано духом патриотизма (поскольку военная служба была
делом чести античного гражданина, неграждане не участвовали в военных действиях
вообще или имели лишь вспомогательный характер). Как, впрочем, и участие в
общем деле, в политике, в управлении определяло общие, единые для всех цели.
Это
объяснялось тем, что гражданам полиса был присущ дух коллективизма, который
давал каждому члену полиса ощущение слитности с гражданской общиной, что
определялось преобладанием государственных интересов над частными.
Платон
же писал: “...мы основываем это государство, вовсе не имея в виду сделать
как-то особенно счастливым один из слоев его населения но, наоборот хотим
сделать таким все государство в целом”. Еще одно дополнение: “когда один из
граждан такого государства испытывает какое-либо благо или зло, такое
государство ... скажет ... что это его собственное переживание”, которое
доказывает, что в совершенном государстве существует общность интересов.
Также гражданам полиса был присущ высокий дух гражданственности, определявший безукоризненное исполнение своих обязанностей, что давало ощущение своего привилегированного положения для граждан по отношению к другим категориям населения. А у Платона это вылилось в идею о безукоризненном выполнении гражданином своей единственной обязанности, соответственно своему сословию. Правило звучит так: “каждый делает свое, не разбрасываясь и не вмешиваясь в посторонние дела” (IV, 433 d). Философ подводит под него вполне естественную основу. Он пишет: “... всякому ... мы поручили только одно дело, к которому он годится по своим природным задаткам, этим он и будет заниматься всю жизнь и достигнет успеха” (II, 373 b, e). Это положение находит свой отклик во втором проекте, в «Законах». Платон и здесь