Пользовательского поиска
|
сословия
воинов или “помощников”. Ведь он ставит вопрос о профессионализме армии в своем
идеальном государстве. Другими словами, мыслитель учитывает в своих
произведениях негативные и позитивные стороны привлечения наемников для решения
военных проблем полиса.
Здесь
опять-таки есть различия. В «Государстве» Платон говорит, что единственная
функция этого сословия, должна быть определена как “защитная”. Он доказывает
необходимость нововведения “сложностью военного искусства” и его
“несовместимостью с другими занятиями”. В «Законах» же все гражданские
участвуют в охране своего полиса и вследствие этого их должно быть “столько,
чтобы суметь отразить нападение”. Они находятся в состоянии постоянной
подготовке к войне.
Участие
в политической жизни полиса:
Народное
собрание, как выразитель общих интересов, оказалось не способно к решению
насущных проблем. Кризис проявил себя в равнодушии граждан к проблемам
общегосударственного значения. Была введена даже плата за посещение народного
собрания, чтобы как-то привлечь массы, заинтересовать их делами полиса. Но
Платон говорит, что “...толпе не присуще быть философом”. По мнению мыслителя,
философы являются наилучшими людьми среди населения, которым присуща
деятельность управления государством в силу своих способностей. Поэтому Платон
создает третье сословие, которое занимает привилегированное положение в его
совершенном полисе и называет их “стражами”. Мыслитель со всей строгостью
утверждает, что “ни государство, ни его строй, так же как и отдельный человек
не станут никогда совершенными, пока в государствах не будут царствовать
философы, либо ... цари благородно и основательно философствовать”.
В
«Законах» в отличие от «Государства» Платон вместо трехсословного деления
решает “в зависимости от величины имущества ... установить четыре класса.
Должности и почести распределяются как можно равномерно, сообразно этому
имущественному неравенству”. Управление полисом находится в руках 37
правителей. Мыслитель называет их так же, как и в первом проекте - “стражами”.
Правителем может стать далеко не каждый. Платон очень серьезно подходит к
выборам правителей: “...если в хорошо устроенное государство поставить
непригодную власть над хорошо установленными законами, то законы эти не
принесут никакой пользы”.