Пользовательского поиска
|
местность,
ощущался серьезный дефицит земляных участков. Это обуславливало бережное
отношение собственников к своим наделам. Труд на земле считался делом чести, но
не средством обогащения. Занятие земледелием было почетной обязанностью. В
период после Пелопонесской войны перемены в земельных отношениях нарушили
исконную связь гражданина с землей. Появились граждане, которые не имели
земельной собственности вообще. Происходила купля-продажа, и концентрация земли
в одних руках, разорявшая других.
Платон
думал о том, чтобы выделить в оьдельное сословие граждан, занимающихся
физическим трудом. Возможно, на такую идею автора диалогов натолкнул образ
жизни граждан Спарты. Мыслитель нарекает людей, занятых общественным трудом,
“дельцами” или “стадом” и отводит им “деловую” функцию в своем совершенном
государстве. Они “подобно скоту — пишет Платон — ...всегда смотрят вниз,
склонив голову к земле и стопам, могут лишь пастись, обжираться и
совокупляться”. Это сословие философ называет еще — “толпа”. В этом заметно влияние
кризиса полиса. Платон считает, что это “стадо”, “толпа”, или “дельцы” должны
подчиняться и повиноваться.
В
«Законах», мыслитель подошел к земельной реформе более реалистично. “Пусть
будущих граждан будет 5040. Это число подходящее: так земледельцы смогут
отразить врага от своих наделов. Настолько же частей будут разделены земля и
жилища; человек и участок, полученный им по жребию, составят основу надела”. Но
тут есть ряд условий: “Более, чем дети о своей матери, должны граждане
заботиться о родимой земле: ведь она богиня-владычица смертных созданий”,
“каждый получивший по жребию надел должен считать свой надел общей
собственностью государства”. Купля-продажа земли должна была быть запрещена.
Воинская
обязанность:
До Пелопонесской войны армия представляла собой гражданское ополчение. Но во время военных действий полисы стали прибегать к наемничеству, что впоследствии полностью поменяло характер и роль армии. У этого явления две стороны. Наемничество явилось одним из проявлений кризиса полиса, когда обозначился разрыв между армией и коллективом граждан, в силу того, что многие граждане отказывались исполнять свою обязанность. Помимо этого, наемничество усиливало финансовые трудности полиса, и в целом понижало патриотический дух в армии. Но наемничество означает профессиональную армию. Поэтому, вполне понятно решение Платона о выделении из населения