Пользовательского поиска
|
Поскольку
означилась яркая заинтересованность государства в воспитании граждан, то вполне
объяснимы, будут факты проявления государством своей власти в тех или иных
вопросах. Прежде всего, Платон не может допустить, чтобы средства воспитания
оказывали бы на граждан какое-нибудь отрицательное воздействие. Поэтому он
пытается поставить их под жесткий контроль со стороны государства, так как
главными средствами воспитания в совершенных полисах являются мифы, песни и
пляски, то большое внимание мыслитель уделяет их сочинителям, поэтам.
«Разве
можем мы так легко допустить — спрашивает Платон в «Государстве» — чтобы дети
слушали и воспринимали душой какие попало и кем попало выдуманные мифы, большей
частью, противоречащие тем мнениям, которые, как мы считаем, должны быть у них,
когда они повзрослеют?” (II, 377 b). Из этого, заключает мыслитель,
необходимость надзора за поэтами и творцами и за всей информацией, которую они
несут в своих сочинениях, ибо нельзя допустить, чтобы они воплощали “что-то
безнравственное — пишет Платон — низкое и безобразное” (401b – c).
О
том же самом мыслитель говорит и по отношению к творцам песен и плясок в
«Законах». Поэт, сочиняющий песни, должен прежде всего изображать такой идеал —
“хороший человек, будучи рассудительным и справедливым” — “счастлив и блажен”.
Платон считает, что поэтов для этого необходимо принудить “к тому, чтобы они в
своих песнях показывали людей рассудительных, мужественных и во всех отношениях
хороших” (II,
Платон
говорит, что для поэта главное — не талант, не одаренность, а то, чтобы он “сам
по себе” был хорошим человеком и пользовался “почетом в государстве за
мастерство в прекрасных делах” (VII, 829 c, d). Нравственные качества, таким
образом, вновь играют не последнюю роль. Причем Платон определяет возраст поэтов
“не ниже пятидесяти лет отроду”.
По поводу плясок и песнопениий Платон дает рекомендацию такого рода — “... прежде всего следует отделить сомнительный вид пляски от пляски, не вызывающей никаких сомнений” (VII, 815 b). Платон давал подробные рекомендации поэтам о том, как и что необходимо сочинять. Но иногда он отсылает граждан к древним сочинениям старых поэтов и отмечает: “ничто не мешает выбрать из них то, что подобает и соответствует устроенному