Пользовательского поиска
|
посредством
обозначения их “священными”. Платон предлагает это сделать по примеру Египта
(II, 656 d, VII,
Таким
образом, хороводы (песни и пляски), жертвоприношения, молитвы, а также
состязания мусические и гимнастический представляют собой совокупное
религиозное воспитание и называются Платоном “божественными празднествами”
(«Законы», II, 653 c – 654 d, VII,
Учитывая,
что система взглядов Платона на воспитание формировалась под определенным
влиянием исторической действительности, можно было бы предположить у него
подробное рассмотрение проблемы трудового воспитания, в частности занятия
земледелием.
Но
об этой части воспитания мы находим информацию лишь во втором проекте, в
«Законах». Поскольку в «Государстве» высшее сословие — “стражи”, в отличие от
низшего сословия — дельцов не занимается ни какой трудовой деятельностью, как
высшее сословие в Спарте или Египте, то и трудовое воспитание вроде бы вводить
ни к чему.
Во втором проекте его можно условно разделить на две части. Первая часть была уже рассмотрена — это все, что относиться к религиозному воспитанию, так как жертвоприношения, молитвы, участие в хороводах является своего рода трудом. А вторая часть трудового воспитания как раз нацелена Платоном на приобщение граждан к трудовой деятельности. В основном, трудовое воспитание осуществляется в детском возрасте с помощью игровой деятельности и готовит ребенка к будущей профессии. Если человек хочет “стать достойным, в каком бы то ни было деле — пишет Платон — должен с ранних лет упражняться”. “Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должны еще в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-то детские сооружения”. Мыслитель добавляет, советует воспитателю давать небольшие орудия — подражательные настоящим и сообщать детям необходимые знания. А также “пусть он пытается при помощи этих игр направить вкусы и склонности детей к тому занятию, котором они должны впоследствии достичь совершенства”