Пользовательского поиска
|
Возможно,
лишь сделать предположение о причине появления такого средства воспитания, как
употребление вина в системе Платона. Вероятно, здесь казалось влияние
собственного жизненного опыта мыслителя.
Наряду
с мусическим и гимнастическим воспитанием Платон много внимания уделяет
вопросам религии в деле воспитания. Таким образом, видится возможным выделить в
качестве отдельной части системы воспитания Платона — религиозное воспитание.
Оно должно наделить гражданина, в первом проекте, необходимыми представлениями
о божествах, во втором проекте — научить исполнять необходимые культовые
функции. Н.И. Новосадский отмечает, что выполнение задачи в первом проекте было
для Платона осложнено тем, “что у древних греков не было религиозной догмы”.
Установить при таких обстоятельствах общее, для всех обязательное учение о
божестве, в надлежащей полноте, было очень трудно. Поэтому Платон с помощью
привычных ему методов убеждения пытается сформировать, хотя бы не
противоречивые, мнения о богах. Для этого он опять использует сочинения таких
поэтов как Гомер и Гесиод («Государство» II, 378b – e, 379 c, 380 b, 381d, e,
383a – c) и предлагает изъять из них следующее — “когда кто-нибудь, говоря о
богах и героях, плохо их изобразил, словно художник, который нарисовал
несколько не похожим тех, чье подобие он хотел изобразить” (II, 377 е).
Обратим
внимание на основные положения, к которым приходит Платон в ходе анализа
сочинения поэтов. Первое — бог причина блага и не может быть источником зла
(II,378 а, 380 b). Второе — всякий бог в высшей степени прекрасен и превосходен
(II, 381 с). Третье — “бог — это нечто вполне простое и правдивое и на деле, и
в слове” (II, 382 e). Все эти рекомендации должны по-мнению Платона сделать
стражей “благочестивыми и божественными”.
Во
втором проекте, мыслитель опять же, больше останавливается на практической
части воспитания. Основное положение в том вопросе можно выделить следующее —
“Прекраснейшее и вернейшее правило: для хорошего человека в высшей степени
прекрасно, хорошо и полезно во имя счастливой жизни совершать жертвоприношения
богам, общаться с ними путем молитв, приношений всякого иного служения” (IV,
716 d, e). Затем Платон дополняет — “жертвоприношения, песни, пляски, чтобы
уметь снискать к себе милость богов” (VII, 803 e).
Поэтому такие средства, как песни и пляски, переносятся в религиозное воспитание из других частей, в частности мусического и гимнастического,