Пользовательского поиска
|
Наряду
с мусическим воспитанием для развития гармоничного человека, как уже
отмечалось, должно уделяться внимание и гимнастическому воспитанию.
В
первом проекте воспитание стражей как воинов требует от них здоровья,
проворности (II, 37 b, c) и “умение упорно сражаться”, а из нравственных
качеств такие как “пылкость духа”, “природная отвага” и мужество (III, 410 b).
Во
втором проекте Платон хочет сделать из своих граждан здоровых, физически
развитых, подготовленных в военном отношении, а из нравственных качеств
“добавить” им смелость и мужество.
Основными
задачами физического воспитания в обоих проектах, в иду схожести качеств,
которые необходимо воспитать, явились подготовка гражданина к военным действиям
посредством развития и тренировки тела (достаточно вспомнить для этого каноны
греческой скульптуры). Но примат духовного над физическим проявляются и здесь —
одной из задач гимнастического воспитания являлось развитие мужества, т.е.
нравственного качества. Так, в первом проекте, Платон отмечает, воспитание с
помощью мусического и гимнастического искусства “установлено главным образом
для души”, “ради яростного и философского начал в человеке” для их
согласования. (III, 410 с, 411 е–412 а).
В
«Государстве» в отличие от «Законов» мыслитель не дает подробных практических
рекомендаций о том, каким должно быть это воспитание, лишь определяются общие
его принципы и положения.
Например,
Платон считает, что если достаточно позаботиться “о духовном отклике наших
стражей”, то они потом уже сами смогут позаботиться о своем теле (III, 403 d,
e).
Или
еще один пример — гимнастическое воспитание должно быть простым, ни какой
“пестроты и разнузданности”, поскольку именно простота способствует здоровью
тела, как и для души простота в мусическом искусстве дает уравновешенность душе
(III, 404 b, c).
В
«Законах» же Платон подробнейшим образом излагает, с учетом возрастных
особенностей, все практические мероприятия в деле гимнастического воспитания.
Для первой возрастной группы, воспитание начинается уже с утробы матери, до появления на свет. Платон обращает внимание на необходимость определенного режима матери, ожидающей появление ребенка. “Беременная женщина должна гулять — говорит Платон (VII, 789 e), — а также воздерживаться