Пользовательского поиска
|
преклонного
возраста) “пусть будут сказителями мифов” о нравственных правилах (II, 664 d).
Естественно, что эти сказители предусматриваются Платоном для детей. Таким
образом, можно выделить еще один метод, наряду с упражнениями, формирующими
необходимые нравственные качества, как убеждение. Платон подробно на нем не
останавливается, вероятно, в силу того, что он был разобран в первом проекте.
И
еще на одном методе воспитания нравственных качеств необходимо остановиться —
это на методе примера. Платон считает, что помимо различных упражнений в
плясках и песнопениях, для ребенка важен пример старших, которые своими
поступками и образом жизни должны быть самой лучшей школой нравственности для
них. Вот что сам автор говорит по такому вопросу: “Не золото надо завещать
детям, а высокую совестливость”, которая будет получена ими лишь в том случае,
если “старшие станут стыдиться перед младшими в своих поступках”, “как бы кто
из молодых людей не увидел и не услышал с их стороны какого-либо скверного
поступка или слова” (V, 729 b, c).
Картина
по мусическому воспитанию будет полной, если обратиться еще к одному,
выделяемому Платоном, средству воспитания — это игровой деятельности детей,
которой мыслитель придавал большое значение. Положения автора перекликаются
практически, дословно в том и в другом диалоге. “Я утверждаю, — говорит Платон,
— ни в одном государстве никто не знает, что характер игр сильно влияет на
установление законов и определяет, будут ли они прочными или нет. Если дело
поставлено так, что одни и те же лица принимают участие в одних и тех же играх,
соблюдая при этом одни и те же правила и радуясь одним и тем же забавам, то все
это служит незыблемости так же серьезных узаконений” («Законы», VII,
К
методам стимулирования можно отнести мусические состязания, предусматриваемые
Платоном. В основном мыслитель предлагает устраивать состязания в хороводах
(песнях и плясках) (VIII, 834 e –
Таким
образом, в мусическом воспитании представлен целый спектр всевозможных методов
и средств, с помощью которых формируются нравственные качества граждан
совершенных полисов.