Пользовательского поиска
|
оказывает
сильное влияние на душу человека. Поэтому, он не мог обойти стороной этот
вопрос, столь важный в воспитании. Философ предлагает избегать мелодий, имеющих
печальный характер (“смешанный лидийский, строгий лидийский”) (III, 398 е), а
также мелодий “расслабляющих”, “изнеживающих” и “свойственных застольным
песням” (III, 389е) (таких как ионийские и лидийские). Поскольку они не
допустимы для человека воинственного, которому должны быть близки дорейская и
фригийская мелодии. По мнению Платона, эти мелодии, как нельзя лучше
воспитывают в будущем страже необходимые нравственные качества, такие как
“мужество” и “рассудительность” (III, 399 а – c). Это означает пользоваться
действием музыки правильно.
“В
связи с этими простыми мелодиями Платон советует избегать употребления
многострунных и многогармоничных инструментов”. Он оставляет в своем
совершенном государстве лиру, кифару и пастушеские свирели, а флейту принимать
изгоняет. Возможно, этот факт является отзвуком событий, происходящих на рубеже
V – VI вв. до н. э., когда флейта была запрещена, так как пришли к мнению, что
она возбуждает учеников.
В
данном случае Платон стремится формировать нравственные качества с помощью
методов упражнения в музыке (в песнопениях и игре на музыкальных инструментах).
Поскольку
обучение грамоте начинается с десятилетнего возраста, а обучение с
тринадцатилетнего возраста, то вполне утвердительно можно сказать, что эти
методы и средства воспитания, нацеленные на формирование нравственных качеств у
стражей, относятся к четвертой возрастной группе (с 10 до 18 лет).
Во
втором проекте, в «Законах», аспектам мусического воспитания уделяется гораздо
больше внимания. Платон описывает необходимые практические мероприятия, которые
призваны воплотить его концепцию воспитания в жизнь.
Первым
средством воспитания, формирующего нравственные качества можно выделить
хороводы. “Искусство хоровода в целом состоит из песен и плясок” (II, 654 b) —
говорит Платон. Остановимся первоначально на пляске. Одна из частей пляски
относится к мусическому искусству, та что состоит из звука — гармонии и ритма —
и воспитывая, ведет душу к добродетели (II, 672 e – 673 а).
Мыслитель выделяет множество различных видов пляски, в которых стоит упражняться для развития нравственных качеств. Например, одни из них