Пользовательского поиска
|
греческими
полисами кризис, старые нормы общественной жизни и морали продолжали
действовать и оказали влияние на взгляды Платона о воспитании.
Система воспитания Платона
Целесообразнее
всего приступить к анализу идей Платона о воспитании, предложенных им в
проектах преобразования общества, с целей, преследуемых воспитанием.
Цель
воспитания всегда заключается в подготовке подрастающего поколения к выполнению
определенных общественных функций, поскольку у Платона в его проектах
общественные функции как уже отмечалось, выполняемые гражданами, различаются,
то соответственно различаются и цели воспитания. В первом проекте, в
«Государстве», мыслитель ориентируется на сословие стражей, из которого должны
выйти правители и воины, соответственно исполняющие управленческую и защитную
функции. Таким образом, цель воспитания состоит в формировании либо воина, либо
“администратора»2. В принципе, тот факт, что Платон дает воспитание
лишь высшей прослойке своего идеального общества — “стражам” — объясним с точки
зрения жизненных реалий того времени — в Древней Греции государство в основном
представляло привилегии в образовании и воспитании лишь узкой прослойке
гражданского коллектива.
Во
втором проекте, в «Законах», уже не наблюдается столь выраженного “классового
подхода” к цели воспитания, мыслитель стремится охватить воспитанием
практически всех граждан, а не только какую-то избранную для этого группу, то
есть цель воспитания заключается в том, чтобы подготовить законопослушных
граждан, способных к исполнению любой общественной и государственной должности.
Объектами
воспитания у Платона становятся граждане любого возраста, причем как мужчины,
так и женщины. Мыслитель говорит об этом следующим образом: “законодателю
следует позаботиться о … воспитании, как мужчин, так и женщин, от ранних лет до
зрелых — вплоть до старости” («Законы», I, 631d, e).
Необходимость воспитания женщин Платон объясняет сугубо с
практической точки зрения поскольку он считал, что женщинам необходимо
участвовать наряду с мужчинами во всех общественных делах, в защите и охране
полиса («Государство», VII, 540 c, «Законы», VII, 805 c – 806 d, VIII, 835 e –