Пользовательского поиска
|
Интересно
замечание В.Ф. Асмуса по этому положению. В частности, он отмечает, что
“обособление от группы работников, обосновывается уже не на их профессиональных
качествах, а на отличие их качеств от нравственных качеств работников
хозяйственной сферы”.
Платоном
все свойства совершенного государства переносятся на человека (IV, 434 e – 435 c). Исследователи, не раз, обращали
внимание на такую сторону мировоззрения полисных греков, как не разделение
проблем этических и политических. Справедливый человек равносилен справедливому
государству. В душе человека мыслитель выделяет три начала, которые выполняют
такие же функции, что и сословия в государстве (IV, 435 c –
В
качестве вывода Платон говорит: “каждый из нас только тогда может быть
справедливым и исполнять свое дело, когда каждое из имеющихся начал выполняет
свое” (IV,
441 e).
Таким
образом, цель воспитания в первом проекте будет следующая: — подготовить гражданина
к своей единственной функции посредством приведения к согласованности имеющихся
в нем начал.
В
качестве дополнения отметим, Платон не считал нужным заниматься воспитанием
дельцов — земледельцев и ремесленников. Мыслитель объясняет свое решение тем,
что единственным достоинством этих людей может быть “подчинение человеку
лучшему” (именно тому, которому он дает воспитание), поскольку, по его мнению,
“занятия ремеслами и ручным трудом” ослабили у них лучшую часть души (IX, 590 c).
Для мыслителя необходимо сделать из толпы, существующей в реальности в IV в. до н. э. фундамент для своего идеального государства, то самое третье сословие. Это сословие будет слушаться, и управляться лучшими людьми — философами, а не софистами (“взимающих плату за учебу“) или недобросовестными лидерами. Для того чтобы облегчить себе исполнение своего замысла Платон сочиняет миф, в котором можно увидеть преобразованную идею Гесиода о происхождении людей. После рассказа о порождении всего населения землей–матерью мыслитель поясняет: “хотя все члены государства братья, но