Пользовательского поиска
|
удивительные
учения о богах излагает нам посредством математических форм”, и таков же “весь
способ Пифагора учить о богах”.
В
чем же смысл математического мифа? В чем притягательность именно математической
мифологии для античного мыслителя? Ответ на эти вопросы мы находим у того же
Платона, и в первую очередь в диалоге “Государство”.
Во-первых,
здесь весьма отчетливо видно, каким образом миф работает в динамике
платоновской мысли. В конце VI книги строятся взаимосвязанные иерархии бытия и
познавательных способностей, а параллельно им развивается соответствующая
мифологическая конструкция, которая находит окончательное завершение уже в VII
книге в знаменитом мифе о пещере. По существу Платон параллельно возводит две
тесно связанные между собою конструкции — метафизическую и мифологическую. Их
взаимосвязь организуется посредством широко применяемого Платоном принципа пропорции
или аналогии.
Приведем
в качестве примера лишь малый фрагмент этого построения. Содержащееся в VI
книге учение о Благе может быть представлено следующей пропорцией.
Числители
выписанных дробей относятся к области подлинного бытия, а знаменатели — к
области чувственно воспринимаемого (зримого). Метафизическую связь между
мышлением, идеями и Благом, предлагается понимать по аналогии с тем, как
связаны между собой зрение, видимые с его помощью вещи и, только и делающие
возможным существование зрения и видимого мира, Солнце и его свет. Наша душа,
погрязшая в чувственном мире, и наш язык, приспособленный преимущественно к
выражению предметов и отношений этого мира, позволяют нам с помощью такой
пропорции представить, до некоторой степени, и сверхчувственное отношение
сверхчувственных предметов. В этом и состоит, по всей видимости, главный смысл,
как приведенного построения, так и всего мифа о пещере, в который это построение
разрастается в VII книге.
Во-вторых, в тех же книгах “Государства” мы находим ответ не только на вопрос о функции платоновского мифа вообще, но и о специфической притягательности именно математического мифа. Имеется в виду знаменитое учение о срединном положении математики, и вытекающей отсюда исключительной роли последней в процессе восхождения души от мира чувственного к миру подлинному. Как разъясняют нам Платон и Прокл, математические конструкции ближе к миру подлинному, более совершенны и