Пользовательского поиска
|
между
точкой и поверхностью”. Вместо круга мы имеем здесь дело с шаром, а элементы, с
которыми связывались Сын и Дух, поменялись местами.
Поясняя,
почему Бог троичен, а не четверичен, пятеричен и т. д., Николай Кузанский
использует образ треугольника как простейшего из многоугольников: “Четырехугольная
фигура не минимальна, что очевидно, поскольку треугольник меньше ее; значит
простейшему максимуму, который может совпасть только с минимумом,
четырехугольник, всегда составный и потому больший минимума, подходить никак не
может”.
Рассматривая
тот же вопрос, П. А.Флоренский привлекает иной образ: он предпочитает
представлять себе взаимное расположение точек на окружности. “В трех ипостасях,
— пишет он, — каждая — непосредственно рядом с каждой, и отношение двух только
может быть опосредствовано третьей. Среди них абсолютно немыслимо первенство.
Но всякая четвертая ипостась вносит в отношение к себе первых трех тот или иной
порядок и, значит, собою ставит ипостаси в неодинаковую деятельность в
отношении к себе, как ипостаси четвертой”.
Обсуждаемое
отсутствие необходимой связи интересно выразилось уже в “Тимее”. Желая
конструировать правильные многогранники из прямоугольных треугольников, Платон
избирает два наиболее “прекрасных” из них — равнобедренный и “тот, который в
соединении с подобным ему образует третий треугольник — равносторонний” (так называемый
гемитригон). Первый из избранных треугольников “хорош” по понятной причине — у
него равные катеты. Но почему из всех неравнобедренных прямоугольных треугольников
выбран именно гемитригон? Этого Платон не объясняет: “Обосновывать это было бы
слишком долго (впрочем, если бы кто изобличил нас и доказал обратное, мы охотно
признали бы его победителем)”.
Обе
названные особенности существования математических конструкций в интересующем
нас культурном контексте являются частными проявлениями более общей тенденции —
тяготения к восприятию математики как эстетического феномена. Эстетического — в
широком, первоначальном смысле этого слова — от aisthesis — чувственное восприятие
(в первую очередь зрение).
Греческая математика преимущественно геометрична, а в платонической традиции именно геометрия оказывалась самой “математической” из всех математических дисциплин, дисциплиной, наиболее полно воплощающей срединное положение математики между чувственным и эйдетическим. Именно