История возникновения русской летописи привлекала к себе
внимание не одного поколения русских ученых, начиная с В. Н. Татищева. Однако, только
А. А. Шахматову, выдающемуся русскому филологу, в начале нынешнего столетия
удалось создать наиболее ценную научную гипотезу о составе, источниках и
редакциях "Повести временных лет". При разработке своей гипотезы А. А.
Шахматов блестяще применил сравнительно-исторический метод филологического
изучения текста. Результаты исследования изложены в его работах "Разыскания
о древнейших русских летописных сводах" (Спб., 1908) и "Повесть
временных лет", т. 1 (Пг., 1916).
В 1039 г.
в Киеве учредили митрополию — самостоятельную церковную организацию. При дворе
митрополита был создан "Древнейший Киевский свод", доведенный до 1037 г. Этот свод,
предполагал А. А. Шахматов, возник на основе греческих переводных хроник и
местного фольклорного материала. В Новгороде в 1036 г. создается
Новгородская летопись, на ее основе и на основе "Древнейшего Киевского
свода" в 1050 г.
возникает "Древний Новгородский свод". В 1073 г. монах
Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя "Древнейший Киевский
свод", составил "Первый Киево-Печерский свод", куда включил
также записи исторических событий, происшедших после смерти Ярослава Мудрого
(1054). На основании "Первого Киево-Печерского свода" и
"Древнего Новгородского свода" 1050 г. создается в 1095 г.
"Второй Киево-Печерский свод", или, как его
сначала назвал Шахматов, "Начальный свод". Автор "Второго
Киево-Печерского свода" дополнил свои источники материалами греческого
хронографа, Паремийника, устными рассказами Яна Вышатича и житием Антония
Печерского. "Второй Киево-Печерский свод" и послужил основой
"Повести временных лет", первая редакция которой была создана в 1113 г. монахом
Киево-Печерского монастыря Нестором, вторая редакция — игуменом Выдубицкого
монастыря Сильвестром в 1116
г. и третья — неизвестным автором — духовником князя Мстислава Владимировича.
Первая редакция "Повести временных лет" Нестора
основное внимание в повествовании об исторических событиях конца ХI – начала
ХII в. уделяла великому киевскому князю Святополку Изяславичу, умершему в 1113 г. Владимир Мономах,
став после смерти Святополка великим киевским князем, передал ведение летописи
в свой вотчинный Выдубицкий монастырь. Здесь игумен Сильвестр и осуществил
редакторскую переработку текста Нестора, выдвинув на первый план фигуру
Владимира Мономаха. Не сохранившийся текст первой