пощением, и бдением" Антония и Феодосия печерских. Под 1074 г., вслед за рассказом
о преставлении Феодосия, летописец повествует о печерских черноризцах, которые
всяко светила в Руси сьяють". Прославляя христианские добродетели
печерских иноков, прорицателя Еремея, прозорливого Матвея и черноризца Исакия,
летопись в то же время отмечает и отдельные теневые стороны монастырского быта.
Попытка некоторых монахов покинуть печерскую обитель, вернуться "в
мир", отмечена в рассказе об Еремее. Рассказ о Матвее прозорливом в
сказочной форме показывает, что длинная церковная служба утомляет многих
монахов и они под разными предлогами покидают церковь и идут спать, а
некоторые, как Михаил Тольбекович, даже убегают из монастыря.
Конечно, слабости монахов объясняют в летописи "кознями
бесовскими". Так, Матвей прозорливый, находясь в церкви, видит беса,
принявшего облик ляха. В поле своего плаща этот лях носит цветы репейника и
бросает их в монахов. За монахом же Михаилом Тольбековичем бес приезжает в
монастырь на свинье, и, подстрекаемый бесом, монах после заутрени, перескочив
через ограду, бежит из монастыря. Так прославление святости черноризцев
печерских сочетается с правдивым отражением некоторых сторон монастырского
быта, что уже явно выходит за рамки агиографического стиля. Одной из форм
прославления князей в летописи являются посмертные некрологи, связанные с
жанром надгробных похвальных слов. Первым таким похвальным словом является
некролог княгине Ольге, помещенный под 969 г. Он начинается рядом метафорических
сравнений, прославляющих первую княгиню-христианку. Метафорические образы
"денницы", "зари", "света", "луны",
"бисера" (жемчуга) заимствованы летописцем из византийской
агиографической литературы, но использованы они для прославления русской
княгини и подчеркивают значение для Руси ее подвига — принятия христианства.
Некролог-похвала Ольге стилистически близок похвале
Владимиру, помещенной в летописи под 1015 г. Умерший князь получает оценочный эпитет
"блаженный", т. е. праведный, и его подвиг приравнивается подвигу
Константина Великого. Некрологи Мстиславу и Ростиславу могут быть отнесены к
жанру словесного портрета, в котором дана характеристика внешнего облика и
нравственных качеств князей: "Бе же Мьстислав дебел теломь, чермен лицем,
великыма очима, храбор на рати, милостив, любяше дружину по велику, именья не
щадяше, ни питья, ни еденья браняше".