Пользовательского поиска
|
политическим значением культа первых русских святых Бориса и Глеба, и ролью Киево-Печерского монастыря в формировании начальной летописи. Важную группу летописных известий составляют сведения о небесных знамениях — затмениях солнца, луны, землетрясениях, эпидемиях и т. п. Летописец усматривает связь между необычными явлениями природы и жизнью людей, историческими событиями. Исторический опыт, связанный со свидетельствами хроники Георгия Амартола, приводит летописца к выводу: "Знаменья бо в небеси, или звездах, ли солнци, ли птицами, ли етеромь чим, не на благо бывають; но знаменья сиця на зло бывають, ли проявленье рати, ли гладу, ли смерть проявляють". Разнообразные по своей тематике известия могут объединятъся в пределах одной летописной статьи. Материал, входящий в состав "Повести временных лет", позволяет выделить историческую легенду, топонимическое предание, историческое предание (связанное с дружинным героическим эпосом), агиографическую легенду, а также историческое сказание и историческую повесть.
О событиях далекого прошлого летописец черпает материал в
сокровищнице народной памяти. Обращение к топонимической легенде продиктовано
стремлением летописца выяснить происхождение названий славянских племен,
отдельных городов и самого слова "Русь". Так, происхождение
славянских племен радимичей и вятичей связывается с легендарными выходцами из
ляхов — братьями Радимом и Вятко. Эта
легенда возникла у славян, очевидно, в период разложения родового строя, когда
обособившаяся родовая старшина для обоснования своего права на политическое
господство над остальными членами рода создает легенду о якобы иноземном своем
происхождении. К этому летописному сказанию близка легенда о призвании князей,
помещенная в летописи под
Фольклорность легенды подтверждает наличие эпического числа три — три брата. Сказание имеет чисто новгородское, местное происхождение, отражая практику взаимоотношений феодальной городской республики с князьями. В жизни Новгорода были нередки случаи "призвания" князя, который выполнял функции военачальника. Внесенная в русскую летопись, эта местная легенда приобретала определенный политический смысл. Она обосновывала права