Пользовательского поиска
|
делами,
всюду внося присущий ему дух нетерпимости и нетерпения.
Заключение
В XVI—XVIII вв. после религиозных войн
количество самостоятельных государственных образований в Германии очень возросло
(их стало более 300), утверждается так называемый княжеский абсолютизм. Он отличался
от централизованных абсолютных монархий Запада (как и сословно-представительных
монархий) тем, что сложился не в рамках всей империи, которая оставалась децентрализованной,
а в пределах отдельных княжеских владений. Заслугой Габсбургов как абсолютистских
монархов заключается именно в том, что им удалось установить крепкую, авторитетную,
прогрессивную и справедливую власть в такой разобщенной стране как Австрия. Более
того, они добились относительного единства, по крайней мере, непосредственно австрийских
земель. Но и интересы зависимых государств принимались в расчет. Хотя нельзя преувеличивать
заслугу монархов в политике относительно провинций: в Венгрии целенаправленно сохранялись
исключительно аграрные отношения, в Чехии привилегии оставались за немецкими землевладельцами.
Но уже при Марии-Терезии было установлено единое таможенное пространство в стране,
без внутренних границ и привилегированных регионов. Т. о. создавалось единое экономическое
пространство, что, безусловно, способствовало развитию торговли и промышленности.
Но в то же время, наряду с появлением мануфактур, цеха ликвидированы не были. В
этом плане прогрессивность экономической политики абсолютистской монархии Габсбургов
можно отрицать.
Величайшим, на наш взгляд, шагом в истинно
просветительском духе было освобождение крестьян от личной зависимости. Хотя крестьяне
и лишились всех прав на землю, но с экономической точки зрения промышленность получила
значительное пополнение рынка рабочих рук.
В области права также было сделано немало.
Новый «Уголовный кодекс», отмена пыток, отмена сословных привилегий в судебном процессе
были, безусловно, прогрессивными мерами, хотя и сохранялись некоторые пережитки,
такие как гонения на ведьм и т. п.
Безусловной заслугой Иосифа II в религиозной сфере было установление широкой веротерпимости, наряду с ограничением влияния и прав церкви. В современных условиях влияние католицизма оставалось недопустимым, т. к. во много ограничивало прогрессивные тенденции, проявлявшиеся в обществе. Но