Пользовательского поиска
|
Следующий аспект — социальные реформы.
Они коснулись всех сословий. Положение крестьянства было одной из главных забот
правительства еще при Марии-Терезии. Верная своему принципу постепенности, Мария-Терезия
начала с ограничения барщины и оброков, своеволия помещиков. Став единовластным
правителем, Иосиф смело пошел дальше. Знаменитым «Патентом о подданных», изданным
в начале 1781 года, он объявил крестьян такими же своими подданными, какими были
и прочие сословия. Это означало изъятие крепостных из юрисдикции помещиков, признание
их крепости земле, а не владельцу, запрет на продажу земли без крестьян и крестьян
без земли.
Окрыленный успехом, спустя
полгода, Иосиф отменяет крепостное право на всей территории империи. Несмотря на
формальную отмену сословных привилегий, аристократы сохранили значительные преимущества
и составляли высшие и первые ряды власти. Это устраивало Иосифа: повязать дворянство
службой как главным источником существования, оторвать их, по возможности, от земельных
гнезд, лишить их экономической, а, следовательно, и политической независимости,
с его точки зрения, было весьма полезно.
Церковная, административная
и крестьянская реформы Иосифа отличались большим размахом и отвагой. Поразительно,
что все это было задумано и организовано, по существу, одним человеком.
Глубокая перестройка государства невозможна
без кардинального преобразования судопроизводства и судебных установлений. Речь,
разумеется, не шла о придании независимости судебной власти, это в намерения Иосифа
не входило, для этого он был слишком монарх. Но вырвать суд из тесных сословных
объятий подчинить его общегосударственным правилам — по тем временам и означало
независимость.
Восемнадцатое столетие недаром называлось
«веком Просвещения». Наименование это носило и прямой, утилитарный смысл. Иосиф
проявил себя тут в полной мере. Повсюду открылось множество государственных начальных
школ. В Богемии, например, за 10 лет число учеников только в сельских школах выросло
с 14 до 117 тысяч. В городах учреждались гимназии. Учителя окружались почетом, им
предоставляли квартиры, им хорошо платили. Единообразные для всех школ и гимназий
инструкции требовали от учителей ласкового обращения, уважения к достоинству
детей.
Фискальную и экономическую часть следует признать существенной составляющей реформ Иосифа, ибо, как мы отлично знаем по собственному