Пользовательского поиска
|
Одновременно с университетом от церкви
отошли и многие гимназии. Тем же учебным заведениям, которые оставались в ведении
церкви, пришлось принять учебный план, установленный государством. Этот план был
построен в соответствии с теми же принципами, что и университетский. Целью обучения,
по мнению Ван-Свитена и других приверженцев школьной реформы, было не просто передавать
«чистое» знание, не связанное с потребностями современного общества, а подготовка
практиков, людей, которые смогут активно включаться во все сферы общественной жизни,
а главное, явить государству способных экономистов и даже промышленников.
Перед гимназиями и университетами ставилась
задача подготовить хороших инициативных чиновников, учителей и врачей, которые могли
бы своей работой способствовать «благополучию населения» и превратить государство
в «идеальный» орган, обеспечивающий это благополучие.
Следует отметить, что эти цели и устремления
явно свидетельствуют о включении идеи общественного блага, как мировосприятия самих
реформаторов, так и всего общества в целом. Действительно, если еще для Марии-Терезии,
прежде всего, существовали интересы Габсбургского дома и династии, то Ван-Свитен,
Зонненфельс и даже Иосиф II, действуя под влиянием гуманистов, исходили из интересов
Австрии и австрийского народа. Реформаторов, однако, упрекали в том, что они принижают
своей политикой «утилитаризма» чистую науку, превращают ее в «служанку государства»,
и тем самым ограничивают мышление. Эта критика представляется нецелесообразной,
поскольку, во-первых, теология как альтернатива не давала свободы мышления ни в
коей мере; а во-вторых, предпринятые реформы позволили создать целое поколение образованных
людей нового типа для Австрии и ученых с мировым именем всему человечеству. (Ауэнбруггер,
Земмельвейс, Рокитанский и др.)
Австрия, считавшаяся в области науки и
искусства в Европе второразрядной державой, быстро выдвинулась по уровню
развития науки в первый ряд.
Так, в эпоху Марии-Терезии и Иосифа II
начался расцвет музыки — появились и покорили мир Гайдн, Моцарт, Глюк (учитель музыки
королевских детей).
В