Пользовательского поиска
|
Используется смена типов
повествования. В немецком литературоведении, выделяют 3 типа или ситуации
повествования (Erzдhlsituation). Германист Карл Штанцель характеризует их
следующим образом:
1.
Аукториальное
повествование (от лат. auctor — творец, создатель) (auktoriale
Erzählsituation): рассказчик над изображаемой действительностью.
Характерной особенностью такого повествования является присутствие рассказчика,
который находится вне изображаемого мира, он заранее знает, что будет
происходить и почему образы действуют так и не иначе (т. е. всезнающий
рассказчик). Он может вмешиваться в повествование и комментировать его. Этот
аукториальный рассказчик на первый взгляд идентичен автору. Но при более точном
рассмотрении становится заметным отчуждение личности автора в образе
рассказчика. Иногда он представляет точку зрения, которая совпадает с точкой
зрения автора. Для аукториального рассказчика важным является то, что он
выступает в роли посредника и находится на границе между фиктивным миром романа
и действительностью автора и читателя.
2.
Повествование
от первого лица (Ich-Erzählsituation): рассказчик в изображаемой
действительности. Рассказчик является составной частью мира характеров романа,
он сам участвовал в описываемых событиях, наблюдал за ними или узнал о них от
непосредственных участников.
3.
Персональное
повествование (personale Erzдhlsituation) (от лат. persona — маска, роль):
рассказчик за изображаемой действительностью. Рассказчик не вмешивается в
повествование, читатель не осознает его присутствия, тем самым у читателя
создается иллюзия присутствия в том месте, где разыгрывается действие, или он
смотрит на изображаемый мир глазами одного из персонажей романа, как бы надевая
на себя маску этого персонажа.
В модернистском романе автор также
нередко отождествляет себя со своим героем. В традиционном романе можно
отметить олимпийское созерцание мира, где автор выступает в роли путеводителя и
посредника между повествованием и читателем. Традиционный роман основывается на
представлении об упорядоченном, основывающемся на вечных ценностях мире, т. е.
о целостном порядке. В модернистском романе проявляется радикальный скептицизм
против любого представления о порядке, о “целом” мире.