Пользовательского поиска
|
следовали за большими историческими
потрясениями и поворотами. В такую пору закономерно возникает потребность в
переоценке ценностей, в подведении исторических итогов, в осмыслении пережитого
опыта и исторических перспектив, открывшихся перед народами. Роман бывает тогда
особенно нужен, потому что по самой своей природе этот жанр в наибольшей
степени пригоден к художественному решению столь масштабных и сложных задач. Но
он не может решать их, опираясь лишь на традицию. Он ищет новые пути постижения
действительности, отвечающие тем изменениям во взаимоотношении между человеком
и миром, которые несет с собой изменение истории.
В 20-х годах рождается “Очарованная
душа” Р. Роллана, “Американская трагедия” Т. Драйзера, “Волшебная гора” Т.
Манна, “Прощай, оружие!” Э. Хемингуэя. В конце 40-х, 50-х годах были созданы
“Доктор Фаустус” Т. Манна, “Особняк” В. Фолкнера, “Мертвые остаются молодыми”
А. Зегерс, “Страстная неделя” Л. Арагона. 20-е и 50-е годы были годами
новаторских исканий и больших свершений в области романа.
Но не случайно в начале 20-х годов
появился “Улисс” Джойса, “Степной волк” Германа Гессе, а в середине 50-х годов
заявила о себе французская школа “нового романа”.
В советском литературоведении 50 –
60-х годов были выдвинуты интересные и плодотворные концепции, которые
характеризовались поисками доминанты в содержательном и структурном развитии
романа. Это концепция развития романного сюжета от внешнего к внутреннему, от
событийности к психологизму, обусловленного ростом личного самосознания
человека в ходе истории (В. В. Кожинов); теория перехода “от субъективного,
закрытого романа, к объективному, раскрытому роману” (А. В. Чичерин); концепция
эволюции формы романа от центробежной к центростремительной (Д. В. Затонский);
мысль об исторически обусловленном нарастании синтетических возможностей романа
как главной особенности его жанрового развития (В. Д. Днепров).
Модернизм
В конце XIX и начале XX веков в
западной культуре начинает доминировать модернизм. Это время бурных социальных
процессов, ускорения темпов жизни, разрушения монолитных систем в науке и
искусстве, возникновения различных направлений, течений.