Пользовательского поиска
|
сумасшедших), отступает на задний
план. Логическая последовательность событий заменяется ассоциативной.
Роман затрагивает ряд тем, которые
являются вечно актуальными. Прежде всего, это тема преодоления зла (например,
возникает в разговоре героя с Гете (разговор приснился Гарри) и в реальном
разговоре Гарри с Герминой. И Гермина и Гарри, споривший с Гете во сне, теперь
повторяют мысли великого Гете. То, в чем герой упрекал Гете, он теперь сам с
жаром защищает, утверждая, что невозможно смириться со злом, невозможно
отказаться от всякой духовности, человечности и порывов к идеалу, сколь бы
безнадежной ни казалось борьба. Дважды звучит в романе тема войны.
Катастрофа войны, угрожающей
человечеству, маячит в сознании героя и означает для него апофеоз того общественного
неразумия, которое он видел вокруг себя. Минувшая война и война предстоящая —
самые веские обвинения, брошенные автором в лицо современному миру. В описаниях
реальных событий из жизни Гарри о войне только несколько раз упоминается: сам
Гарри выступал с антивоенными статьями и попал в опалу; некий профессор, знаток
Востока, активно поддерживает милитаристские идеи и поносит какого-то Галлера,
однофамильца героя, как он полагает, за его “непатриотические” настроения. Это
факты создают как бы временной, политический фон повествования, но не более. В
магическом же театре, где открывается душа героя, страшные приметы эпохи
слагаются в жуткую картину: машины уничтожают людей, а люди истребляют машины.
Сцена, несомненно, символична.
Через весь роман проходит тема
безумия.
Само слово “безумие” у Гессе
приобретает оценочный характер, оно в романе означает не “больной”, а
“возвышенный”, “интеллигентный”, “не мещанский”, ибо все это окружающему
обществу как раз и кажется безумным. Точка зрения, навеянная идеалистическими
направлениями психологии и физиологии нервной деятельности тех лет, которые
были склонны отождествлять гениальность с безумием.
“Трактат о степном волке” Гессе посвящен важнейшей теме не только этого романа, но и всего своего творчества: теме бюргерства, мещанства. Между степным волком и бюргерством — пропасть, однако мир живет по законам мещанина: Гессе пытается с помощью научного, философского и психологического анализа уяснить для себя природу и особенности ненавистного бюргерства. И не случайно Гессе до сегодняшнего дня все так же любим и читаем