Пользовательского поиска
|
значит и от традиционного понятия
личности. Человек включается в коллективные силовые поля.
Die
Sicherheit, den Menschen durch Beschreibung und Analyse durchschaubar machen zu
können, geht im 20. Jahrhundertendgültig verloren. Auch das Interesse
an Einzelschicksal eines Menschen verblaßt. Und so dient die Gestaltung
der Heldenfigur in zunehmendem Maße der Frage nach den Möglichkeiten
und Grenzen des Menschen in der gegenwartigen Zeitsituationen.
Demgemäß werden sein Selbstverständnis, sein Lebensgefühl,
seine etwa für die Gegenwart charakteristische Bewußtseinslage
wichtiger als singuläre erlebnisse von geringer Repräsentanz. Die
Heldenfigur inmitten einer ihr keineswegs mehr selbstverständlich
vertrauten Umwelt, die Heldenfigur in unter Umständen keineswegs mehr
schlüssig erklärbaren Aktionen, die Heldenfigur in oftmals
unvollständiger, beispielweise auf bestimmte Verhaltensweisen reduzierter
Gestaltung tritt immer mehr in den Mittelpunkt des modernen Romans.
“Исходным пунктом модернистского
романа становится сознание человека: оно воссоздает, утверждает себя в мир
объективных вещей как самоценную сущность, опредмечивая себя в явлениях
окружающего мира, приходя, таким образом, к самосозерцанию”. Модернистский
роман раскрывает “внутренний мир человека, действительно не реализующийся во
внешнем, отчужденном его бытии. Здесь изображение предметного мира подчинено
созданию образа, не доходящего до действия субъекта, противопоставляющего себя
всем внешнему миру эпических обусловленностей и отчуждения”, — пишет Рымарь.
Основой модернистского романа является осознание человеком существования и ценности
своего собственного, отдельного от других и всего мира “я”, осознание своей
внутренней автономности, суверенности. В этом — художественная содержательность
воссоздания субъектом своей сущности через предметность — явления, действия, события, слова. Субъект
формирует предметность — явления, действия, события, слова. Субъект формирует
предметность, следуя не ее объективной логике движения своего сознания, которое
не только отражает, но и творит мир. Своеобразие сознания реализуется как раз в
том, как оно формирует, членит предметность, т. е. именно способ формирования
предметности и раскрывает характерные особенности его суверенного внутреннего
мира, его лирической идеологичности.
Следует отметить, что В. П. Руднев главным принципом модернистской прозы, который в той или иной степени определяет все остальные, называет неомифологизм. Он определяет его как ориентацию на архаическую,