Пользовательского поиска
|
Основные
черты перехода от традиционного романа к модернистскому в романе Германа Гессе
“Степной волк”
Введение
В центре споров о романе стоит вопрос
о направлении и тенденциях его развития. Существуют разные идеологии, и поэтому
на этот вопрос возникают совершенно противоположные ответы. Прогрессивное
литературоведение противопоставляет модернистской идее отмирания романа мысль о
его обогащении и перспективности. Научная доказательность этой мысли может быть
достигнута на пути познания закономерностей эволюции романа.
В числе особенностей модернистского
романа западногерманский писатель Вальтер Йенс называет отстранение образа,
цитирование, монтаж, трагический гротеск, союз мифа с математикой. Йенс считает
эти приметы, связанными не столько с поисками форм воплощения новой
действительности, сколько с утратой романом самой возможности объективного
отражения жизни.
“Литературную революцию” относят к
рубежу XIX – XX веков или к кануну Первой мировой войны и разумеют под ней
отречение от реализма, определившее пути развития искусства XX столетия. В
русском литературоведении эта “литературная революция” начинается уже с
Достоевского. М. М. Бахтин в книге “Теория поэтики Достоевского” представляет
Достоевского как автора, который ломает традиционные способы повествования. Он
считает Достоевского новатором в области художественной формы: “Можно даже
сказать, что Достоевский создал как бы новую художественную концепцию мира, в
которой многие из основных моментов старой художественной формы подверглись
коренному преобразованию”.
Бахтин исходит из тезиса, что в
литературе времен Достоевского мир уже не изображается с одной перспективы.
Достоевский для него создатель совершенно нового типа мышления, который Бахтин
условно называет “полифоническим”.
“Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов действительно является основною особенностью романов Достоевского. Не множество характеров и судеб в объективном едином мире в свете единого авторского сознания развертывается в