Пользовательского поиска
|
призывает К. Бальмонт. Призвание поэта — связать мир реальный с миром запредельным.
Поэтическая декларация символизма ясно выражена в стихотворении Вяч. Иванова “Средь гор глухих”:
И
думал я: “О гений!
Как
сей рог,
Петь
песнь земли ты должен, чтоб в сердцах
Будить
иную песнь. Блажен, кто слышит”.
А
из-за гор звучал ответный глас:
“Природа
— символ, как сей рог. Она
Звучит
для отзвука. И отзвук — бог.
Блажен,
кто слышит песнь и слышит отзвук”.
Поэзия символистов — это поэзия для избранных, для аристократов духа.
Символ — это эхо, намек, указание, он передает сокровенный смысл.
Символисты стремятся к созданию сложной, ассоциативной метафоры, абстрактной и иррациональной. Это “звонко-звучная тишина” у В. Брюсова, “И светлых глаз темна мятежность” у Вяч. Иванова, “сухие пустыни позора” у А. Белого и у него же: “День — жемчуг матовый — слеза — течет с восхода до заката”. Весьма точно эта техника раскрыта в стихотворении З. Гиппиус “Швея”:
На
всех явлениях лежит печать.
Одно
с другим как будто слито.
Приняв
одно — стараюсь угадать
За
ним другое, — то, что скрыто.
Очень большое значение в поэзии символистов приобрела звуковая выразительность стиха, например, у Ф. Сологуба:
И
два глубокие бокала
Из
тонко-звонкого стекла
Ты
к светлой чаше подставляла
И
пену сладкую лила,
Лила,
лила, лила, качала
Два
темно-алые стекла.
Белей,
лилей, алее дала
Бела
была ты и ала...
Революция