Пользовательского поиска

Под давлением обстоятельств Боярская дума не только не приняла отречение Ивана IV, но была вынуждена обратиться к нему с верноподданническим ходатайством. Представители митрополита и бояре приехали в слободу, но Грозный допустил к себе только духовных лиц и заявил, что его решение окончательно. Но потом “уступил” их слезным молениям и допустил к себе руководителей Думы. Слобода производила впечатление военного лагеря. Бояр привели во дворец под сильной охраной. Вожди Думы просили царя сложить с них гнев и править государством.

В ответ Иван IV под предлогом якобы раскрытого им заговора потребовал от бояр предоставления ему неограниченной власти, на что они ответили согласием. На подготовку указа об опричнине ушло более месяца. В феврале 1565 года Грозный вернулся в Москву.

Образование опричнины

Вернувшись в Москву, Иван IV объявил Думе и Священному собору текст приговора, в котором говорилось, что для “охранения” своей жизни он намерен “учинить” на своем государстве “опричнину” с двором, армией и территорией, а Московское государство (земщина) передается в управление Боярской думы. При этом ему присваиваются неограниченные полномочия: право без совета с Думой “опаляться” на непослушных бояр, казнить их и отбирать в казну “животы” и “статки” опальных. Членам Думы, связанным своими обещаниями в дни династического кризиса, оставалось только поблагодарить царя за заботу о государстве.

Распри с боярами завершились тем, что Иван IV основал “государство в государстве” — опричнину. Он взял несколько городов и уездов в личное владение и сформировал там охранный корпус — опричное войско. Образовал отдельное правительство и стал управлять страной без совета с высшим государственным органом — Боярской думой. Провинции, не попавшие в опричнину, получили название “земли” — “земщины”. Они остались под управлением “земских” правителей — бояр.

Царь стремился вырваться из старого окружения, ему нужны были новые люди, которым он распахнул двери своего дворца. Так скромный вяземский помещик Дмитрий Годунов стал придворным, служебные успехи которого пошли на пользу его племяннику и племяннице: Борис оказался при дворе подростком, а его сестра Ирина, ровесница царевича Федора, родившегося в 1557 году, воспитывалась в царских палатах с семи лет.

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта