Пользовательского поиска
|
В творчестве Гоголя происходит резкое изменение ракурса и изобразительного масштаба: вместо сильных и резких характеристик — пошлость и безликость обывателей; вместо поэтических и глубоких чувств — вялотекущие, почти рефлекторные движения. Обыкновенность современной жизни оттенялась колоритностью и экстравагантностью прошлого, однако тем разительнее проявлялась в нем, в этом прошлом, глубокая внутренняя конфликтность (например, в “Тарасе Бульбе” — столкновение индивидуализирующегося любовного чувства с общинными интересами). “Тарас Бульба” явился здесь в первом очерке, который гораздо шире был разработан писателем впоследствии (1842). Мир же “петербургских повестей” из “Арабесок” (“Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”; к ним примыкают опубликованные позже, соответственно в 1836 и 1842, “Нос” и “Шинель”) — это мир современного города с его острыми социальными и этическими коллизиями, изломами характеров, тревожной и призрачной атмосферой. Эти произведения явились в “Современнике” Пушкина (1836) и Плетнева (1842) и в первом собрании сочинений (1842); к более позднему пребыванию в Италии относится “Рим” в “Москвитянине” Погодина (1842).
К
Известно, что основной сюжет “Ревизора”, как и сюжет “Мертвых душ”, был подсказан Гоголю Пушкиным, анекдот, рассказанный в нескольких строках, превратился в богатое художественное произведение, в котором гоголевское обобщение достигает наивысшей степени. “Сборный город” в этом произведении как бы имитировал жизнедеятельность любого более крупного социального объединения, вплоть до государства, Российской империи, или даже человечества в целом. Вместо традиционного активного двигателя интриги — плута или авантюриста — в эпицентр коллизии поставлен непроизвольный