Пользовательского поиска
|
литературе. Не говоря о чисто художественных достоинствах исполнения, которые после Пушкина еще повысили уровень возможного художественного совершенства у позднейших писателей, его глубокий психологический анализ не имел равного себе в предшествующей литературе и открывал широкий путь наблюдений, каких делалось так много впоследствии. Даже его первые произведения, столь строго потом осуждаемые им “Вечера”, без сомнения, немало способствовали укреплению того любящего отношения к народу, которое так развилось впоследствии. “Ревизор” и “Мертвые души” опять были невиданным до тех пор в этой мере, пламенным протестом против ничтожества и испорченности общественной жизни; этот протест вырывался из личного нравственного идеализма, не имел никакой определенной теоретической основы, но это не помешало ему произвести поражающее впечатление нравственно-общественное.
Главное в творчестве Гоголя отразилось в той яркой новой
черте содержания, которая до него, в этой мере, не существовала в литературе.
Гоголь явился глубоким выразителям стремлений своего времени и общества. Одними
художественными достоинствами невозможно объяснить ни того энтузиазма, с каким
принимались его произведения в молодых поколениях, ни той ненависти, с какою
они встречены были в консервативной толпе общества. Внутренняя трагедия, в
которой провел Гоголь последние годы жизни, объясняется противоречием его
теоретического мировоззрения, его покаянного консерватизма, с тем необычайным
социальным влиянием его произведений, которого он не ждал и не предполагал.
Произведения Гоголя совпадали с зарождением этого социального интереса,
которому они сильно послужили и из которого после уже не выходила литература. Великое
значение Гоголя подтверждается и отрицательными фактами. В