Пользовательского поиска
|
будущий Моцарт. Старый садовник,
персонаж этой книги, уже на смертном одре не переставал думать о своем любимом
деле: “Ведь копать — это так прекрасно! Человек свободен, когда он копает”.
И снова мы видим параллель. Ведь не
случайно и Маленький принц из сказки — тоже садовник. Оберегать, холить и
лелеять прекрасную Розу он считал своим призванием. “Я был создан, чтобы стать
садовником”, — говорил о себе и Экзюпери. “Но для людей нет садовников”, — с
горечью подводил он итог.
Какой путь спасения видится Антуану де
Сент-Экзюпери?
“Любить — это не значит смотреть друг
на друга, это значит смотреть в одном направлении”, — эта мысль определяет
идейный замысел повести-сказки. “Маленький принц” был написан в 1943 году, и
трагедия Европы во второй мировой войне, воспоминания писателя о разгромленной,
оккупированной Франции накладывают свой отпечаток на произведение. Своей
светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность,
живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого
пути писателя, философским, художественным его осмыслением.
Потребность в глубоких обобщениях
побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи. Отсутствие
конкретно-исторического содержания, условность, характерная для этого жанра,
его дидактическая обусловленность позволили писателю выразить свои взгляды на
волновавшие его нравственные проблемы времени. Жанр притчи становится
реализатором размышлений Сент-Экзюпери над сущностью человеческого бытия.
Сказка, как и притча, — древнейший
жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него
оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За
фантастичностью сказочной фабулы и вымысла всегда скрываются реальные
человеческие отношения. Подобно притче, в сказке всегда торжествует
нравственная и социальная правда. Сказка-притча “Маленький принц” написана не
только для детей, но и для взрослых, которые еще не вполне утратили детскую
впечатлительность, по-детски открытый взгляд на мир и способность
фантазировать. Сам автор обладал таким по-детски острым зрением.
То, что “Маленький принц” — сказка,
определяют по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое
путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза).
“Прообразом” литературной сказки “Маленький принц” можно считать фольклорную волшебную сказку с бродячей фабулой: прекрасный принц из-за